я, зеленый

verainalbania


ЖИЗНЬ В АЛБАНИИ

ВЗГЛЯД НА АЛБАНИЮ ИЗНУТРИ


Previous Entry Поделиться Next Entry
Мой первый поход в оперу в Тиране - "Дон Жуан"
орел, флаг
verainalbania
Вчера вечером сходили в Театр Оперы и Балета в самом центре столицы Албании - на площади Скандербега. Премьера оперы состоялась 18 мая, но мы с мужем были, как всегда, на побережье. Поэтому я хотела пойти либо 20, либо 22 мая, попросила мужа купить билеты и поделилась информацией про оперу у нас в группе на Facebook. Откликнулся на мое сообщение в том числе и балерун из этого же Театра. Он учился в Азербайджане и прекрасно говорит по-русски. Он-то и предложил достать для меня пригласительный на оперу (в качестве подарка на мой день рождения). Было очень приятно. Пригласительный мне достался на 22 мая в VIP зону: 2 ряд, 22 и 23 места.
Классическая итальянская опера в Албании была поставлена в современном стиле австрийским режиссером Кристианом Папке. Он же подбирал костюмы и декорации.
Вот по этой фотографии в целом можно оценить выбор режиссера. Актеры были одеты в стиле casual, что никак у меня в голове не укладывалось с их образами. Видимо, я что-то не понимаю в современном театре. Весь первый акт я пребывала в легком трансе от того, что мощные голоса солистов никак не сочетались с джинсами и кепками, а также обтягивающими леггинсами. Мне хотелось закрыть глаза и отрисовать самой реальность, утонув в море музыки. Второй акт я уже смотрела с другим чувством, мой мозг принял правила игры, хотя треть зрителей ушла. )))
Вот в рубашке, протертых джинсах, кепке и черных очках и сам главный герой - Дон Джованни. А в толстовке с капюшоном - его верный слуга Лепорелло (отличный, кстати, бас).

Мы сидели во втором ряду с мужем, а на первом перед нами, к счастью, никого не было. Кстати, был полный аншлаг, свободных мест практически не было, ведь опера шла всего 3 дня, это просто нам так повезло. У меня было ощущение, что я и вовсе сижу в оркестровой яме вместе с музыкантами, были видны скрипки, смычки, ноты, лица музыкантов. Так близко к сцене я сидела впервые! Оркестровой ямы, как таковой, в театре Оперы и Балета Тираны нет, головы музыкантов загораживают часть сцены тем, кто сидит в первых рядах, это не обычно и очень органично в то же время.

Сам сюжет изменен не был. Дон Жуан в конце умирает. Грустно, что пора уходить...

Мне даже билеты не пришлось покупать. Билеты стоили: 300 лек (обычный) и 1000 лек (VIP зона). Пригласительный на 2 лица был похож на программку с указанием даты и мест.
Все актеры были албанцами. Роль Дон Жуана, к примеру, исполнил Арманд Ликай. Мне голоса очень понравились. Акустика в зале просто потрясающая. Дирижер Экхарт Вюцик немецкого происхождения был выше всяких похвал! Впервые видела, чтобы дирижер помимо своих основных обязанностей еще и сам играл на каком-либо инструменте в оркестре во время оперы или балета, по-моему, это был клавесин. Сам же оркестр полностью албанский.
На пригласительном на албанском языке было написано и либретто. Начиналась опера в 7 часов вечера, между 2 актами был небольшой перерыв, который мы провели в кафе, попивая шаманское с бутербродами с красной икрой воду. С нами пошли две мои подруги: одна из Молдавии, а другая из Украины. Те, кто дружат, со мной на Facebook, видели наши приватные фотографии. Тут не выкладываю, пусть хоть что-то из моей жизни окажется за кадром ЖЖ. ))) Дома мы были в 11 вечера. Вечер был прекрасным и незабываемым. В начале июня будет балет в том же самом театре. Я планирую на него пойти, так что делаю тут заранее небольшой анонс.



Читать еще:
Концерт классической музыки в Тиране

  • 1
Интересная идея с костюмами)

Мне это идея не показалась интересной, скорее неудачной... Когда артисты ходили по сцене перед началом, как будто они не на сцене, а в гримерке, тоже подход такой к постановке, то еще ок, но когда они начали петь, было очень странное чувство, как будто оперными голосами вдруг запели строители или курьеры или что-то в этом роде. Мозг мой чуть не взорвался! )))

И было обидно особенно за девушек, что из-за бриджей и леггинсов их фигуры не лучшим образом выглядели: ножки коротенькие, складочки в области талии... Мало кто в такой одежде будет красиво выглядеть... Мое эстетическое чувство немного страдало.

Был интересный фрагмент, когда Донна Анна оплакивает своего убиенного отца, надрывается от смешанных эмоций гнева, грусти, желания мести, а на заднем плане выходит уборщица со шваброй. Вот это было здорово: как бы нам не было плохо, жизнь продолжается!

В течение всего спектакля актеры прямо во время действия (это было частью действия) ели чипсы, запивая пивом из металлических банок. А в какой-то момент народ еще и закурил на сцене! ))) Полная интеграция в настоящую реальность. Только в театре-то как раз ждешь ухода от реальности. Или нет?

Ну мож такой реакции, как у тебя, они и хотели) Типа шокировать)
Наверное, режиссер вдохновился "Анной Карениной", там вроде тоже уборщица со шваброй лазила))

Edited at 2013-05-24 07:56 (UTC)

Да, шокировать получилось! Вызвали эмоцию - значит уже искусство! ))) А прием с уборщицами все чаще используется. Тот же Брюс Всемогущий! )))

Да, сейчас модерн в опере в фаворе, но это не идёт искусству на пользу. По настоящему талантливых постановок в новомодном течении не так уж много. Приглашают театральных и даже кинорежиссёров, которые не очень понимают, что опера работает по другим принципам.

Не знаю, по каким принципам работает опера, но вот мой мозг таких фривольностей явно не понял. ))) Я его с час уговаривала смириться. ))) В начале даже подумывала полностью внимание переключить на оркестр, который мне был гораздо понятнее. Я в оркестре сама играла, его принципы для меня прозрачны.

Мне кажется, что модерн в целом в театре сейчас в фаворе, каждый пытается сказать что-то новое. Но самое лучшее уже сказали классики! На то они и классики! И не нужно изобретать велосипед!

Хотя за тренировку мозга я благодарна! )))

Из модерновых постановок для меня образец №1 - это "Травиата" из Зальцбурга с Нетребко 2005 года. Видели, одобряете? Ещё нравится стиль постановок (подход) в Мадридском и Барселонском театрах.

А можно я вопрос не замечу? ))) А то я же предупреждала, что не эксперт. ))) Сорри

Можно. )
Но если захотите ознакомиться, то можно в ютубе или у меня.
http://juriss.livejournal.com/47770.html

На репертуарых операх можно эксперементировать. В конце концов все любители оперы их смотрят за жизнь десятки раз, так имеет смысл изобретать велосипед, чем просто менять цвет платьев и шляпок. Но вот когда этот принцип применяют в редких операх, которые в мире ставят раз в 10 лет, то это - преступление против Искусства. ))

Согласна. Тут сразу вспоминается фильм с Джулией Робертс и Ричардом Гиром "Красотка", как она летала в оперу на частном самолете. Люди делятся на 2 категории: любителей оперы или нет. Я любитель в том смысле, что мне нравится, но и в то же время не специалист. ))) Просто слушаю сердцем и не люблю, когда что-то мешает. )))

А я заметила балеруна..

Когда мы были в Албании во второй (?) раз и уже отдали машину, взятую напрокат, нам было нужно вернуться в гостиницу в Дуррес из Тираны. Нас было много, четверо, кажется. Мы остановили такси и пытались договориться с таксистом о цене и месте. Ничего не получалось: шума много, но мы с таксистом друг друга не понимали.
И тут-то к нам подошел тонкий и звонкий молодой человек, который на отличном русском языке спросил в чем проблема, помог нам договориться с таксистом. До этого мы встречали только людей старшего поколения, говоривших на русском (Юлиан и Никейда не в счет). Этот молодой человек сказал, что он балерун и учился в России. Для нас это до сих пор одна из тех мимолетных встреч, которые и составили наше впечатление об Албании. Интересно, это он подарил тебе билеты? (Аня Мадьярова).

Re: А я заметила балеруна..

Ань, надо же какое совпадение! Марио долго учился в Азербайджане, у него рост 190 (для албанца это большая редкость), то, что он танцует балет, видно издалека (по походке). Ему 20 лет сейчас. Возможно, он. Из Азербайджана он вернулся в Тирану около года назад. Я с ним хочу после балета, на который он меня тоже обещал пригласить, взять персональное интервью. Фотографию тоже сделаю.

Что касается оформления и костюмов. Увы - это позавчерашний день. Роже Планшон так ставил Шекспира лет тридцать пять назад, но это прошло. Но в принципе это очень серьезная тема. Театр - лакмусовая бумажка, определяющая сегодняшнее состояние культуры, а все постсоциалистические страны в этом смысле серьезно отстали. Тот же русский театр, который в начале двадцатого века был одним из самых продвинутых в мире, сейчас - глубокая провинция. Но все это поправимо, было бы желание. А оно, судя по всему, есть.

Согласна совершенно. На Новой Сцене Большого меня поразили костюмы, как будто они в чулане века пролежали..., какие-то поношенные... А про Московский академический Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко я вообще молчу. В Мариинке было неплохо, только вот с местами в зале как-то не очень - большая часть с очень плохим обзором... Как-то в театре должно все гармонично сочетаться: и места удобные, и акустика хорошая, актеры суперские, оркестр потрясающий, режиссер талантливый... Такое редко бывает, поэтому с чем-то приходится мириться и наслаждаться искусством в любом случае, даже если не все идеально.

Я ужасная ретроградка в отношении театра. Я не понимаю, почему старая графиня из "Пиковой дамы" ходит по сцене в пеньюаре, а Герман - в галифе советского времени. И зачем в этой опере появляется хор союзных республик, поющих хвалу Сталину. И всё это в Эрмитажном театре. Еле досидели до антракта, чтоб сбежать. И ведь есть для таких балаганов отдельный театр - "Санктъ-Петербургъ Опера". Так нет же, сейчас уже и Мариинский пестрит современными постановками. Хоть бы уж их на вторую сцену отправили, а в старом здании давали бы только проверенную временем классику. Я понимаю, что ищут новые пути развития репертуара, но как быть с теми, кто только начинает знакомиться с миром оперы и балета, например, с детьми? Искусство должно дарить гармонию, по моему скромному убеждению, а шока и в окружающем мире хватает.
Что-то у меня прям крик души получился :))

Действительно получился крик! Тут очень важный момент Вы подметили - с детьми! Им безусловно нужна классика. Чернухи-порнухи по телевизору достаточно. В искусстве ищешь, как в источнике, красоты, чистоты, гармонии, как Вы правильно сказали.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account