я, зеленый

verainalbania


ЖИЗНЬ В АЛБАНИИ

ВЗГЛЯД НА АЛБАНИЮ ИЗНУТРИ


Previous Entry Поделиться Next Entry
Албания: путевые заметки
орел, флаг
verainalbania
Оригинал взят у novotor в Албания: путевые заметки
Будучи в стране всего неделю и ни слова не зная на местном языке, сложно делать глобальные выводы. Тем не менее, два факта можно установить с полной определённостью.

1. В Албании безопасно. Люди приветливы и доброжелательны, всегда готовы помочь. По улицам гулять не страшно даже в темноте - никаких гопников, деклассированных элементов, пьяных или попрошаек мы ни разу не видели. Что касается сохранности имущества, о многом говорит тот факт, что многие албанцы даже не закрывают свои машины. А вся криминальная хроника в новостях за неделю свелась к аресту некоего "неформала", который долго испытывал терпение властей столицы, расписывая всё подряд в стиле граффити.

2. В Албании прекрасные условия для отдыха. Это обусловлено сочетанием тёплого моря и высоких (до 2 км) гор. Морское побережье разнообразно - можно выбрать пляж на любой вкус, галечный или песчаный, тусовочный или уединённый, а горные пейзажи поражают необычными формами и буйством цветов. К природным факторам добавляются гуманитарные. Так, снять комнату на первой линии, с видом на море и порой с собственным пляжем, стоит 30 евро в сезон и 20 - в остальное время. Языковой барьер снижается за счёт весьма приличного уровня знания английского местным населением. Не раз мы наблюдали трогательную картину, когда албанцы постарше, не владеющие языком, звали на помощь своих детей-младшеклассников.

Особо стоит отметить кулинарный аспект. Албанская кухня, несмотря на видимую простоту, впечатляет. Это касается не только приготовленной пищи, но и обычных продуктов, производимых без каких-либо химических добавок. Албанские кефир, виноград и лук мы поставили на первое место в мире по вкусу; очень понравились также молоко, помидоры, оливки, хурма. Горбушка батона, который мы купили в дорогу, дожила до Минска, причём, хлеб даже не заплесневел, а лишь слегка подсох.

О недостатках, впрочем, тоже следует рассказать. Главным из них являются проблемы с электроснабжением: свет по всей стране выключается 1-2 раза в сутки, в разное время и на разные сроки. Те, кто может себе позволить, устанавливают генераторы, остальные запасаются свечками. Воду тоже часто отключают, но это менее заметно, так как повсюду на крышах стоят накопительные баки. Как и в других южных странах, в Албании местами замусорено. На пляжах крупный мусор убирают (но не так часто, как хотелось бы), а с остальным справляется само море, фильтруя мелочь волнами.

11 сентября, выдвигаясь с нашего охридского плацдарма в сторону границы, мы ничего этого ещё не знали, и слегка опасались. Достоверной информации о стране крайне мало, а в интернетах, к тому же, полно негативных отзывов, якобы из личного опыта, но на деле написанных по заказу недобросовестных турфирм, ведущих бизнес в соседних странах - Греции и Черногории. Тем не менее, я больше доверился позитивным откликам, и, скажем прямо, не прогадал. Берег Ионического моря мне показался более интересным, поэтому было решено посетить южную часть страны. Трек нашего маршрута можно посмотреть на следующей, кликабельной карте:



Если знать место назначения, в принципе, можно доехать из Охрида до албанского побережья по северной дороге. Нам же ещё предстояло найти подходящий пляж, и эту задачу не стоило решать в сумерках. Кроме того, хотелось посетить древний город Гирокастру, поэтому выбрали южный вариант. Этап длиной всего 330 км оказался технически сложным, в результате, изрядно вымотавшись, в Гирокастру мы добрались только на закате, и на остановки по пути банально не хватало времени. А там было, на что посмотреть!

Проехав по восточному берегу Охридского озера где-то с полчаса, мы заглянули на своего рода смотровую площадку, откуда уже просматривался и албанский берег:



У подножия гор виднелся албанский курорт Поградец, куда мы ненадолго заехали вскоре после прохождения КПП "Свети Наум". Пыльный от строительного мусора городок мало походил на курорт и, в отличие от Охрида, никаких древностей не содержал. Зато мы с ходу провели разведку боем, познакомившись с албанской манерой вождения и парковки прямо по центру проезжей части. А главное, в городе нашёлся банкомат :)

Гораздо интереснее Поградец выглядит с высоты:

Поградец: панорама

А буквально в километре от городской черты начались потрясающие пейзажи. Даже по крышам заметно, что приозёрные посёлки выглядят вполне зажиточно, и добротные сельские дома чередуются с реально богатыми коттеджами:

албанский берег Охридского озера

Приятные сюрпризы порой вас ждут прямо на обочине. Хочется останавливаться в каждом таком месте, но время не ждёт:



По хорошей и относительно ровной дороге, довольно быстро добираемся до Корчи - крупнейшего города во всём регионе. Осмотр города, где варят лучшее в стране пиво, предусмотрен не был, и мы его объехали по окружным улицам. Их основную застройку составляли кирпичные пятиэтажки времён социализма, пугающие полным отсутствием штукатурки. Так сказать, хрущобы в чистом виде. По контрасту с ними, пригороды отличались роскошными дачами, утопающими в яблочно-айвовых садах.

Между тем, дорога сузилась до полутора полос и пошла змеиться сначала по холмам, а потом и по крутым горным склонам. Покрытие, хоть и сильно ухудшилось, всё же осталось асфальтовым. Из транспортных средств остались только бесшабашные албанские маршрутки да редкие личные авто. Наша средняя скорость упала до 24 км/ч, но даже на такой скорости надо было безотрывно следить за дорогой - любоваться пейзажами приходилось лишь боковым зрением. И раз двадцать похвалил себя за предусмотрительность - новые шины здесь пришлись очень кстати.

Обычный фотоаппарат и горные дороги вообще не совместимы - нужен специальный девайс вроде обруча на голову. Конечно, был вариант без лишних комплексов вставать посреди дороги, но я так делать не рисковал. Вообще-то, составляя график автопрогулки по серпантинам, надо всегда выделять пару-тройку лишних часов, чего я в этот раз не предусмотрел. В результате, лишь несколько кадров посвящены этой замечательной суровой трассе. Вот где-то между хребтами нашлось относительное пологое место - делаем биопаузу и фотку:



Ещё полчаса серпантинов, и обнаруживаем главную достопримечательность этой дороги - ферму Сотира. Здесь разводят форель, и могут её для вас пожарить. Судя по количеству беседок со столиками, место пользуется большой популярностью. К сожалению, времени на вкусную трапезу у нас совсем не оставалось - проехали мимо.

На подъезде к Лесковику, дорога пару километров идёт по высокому карнизу - обзорность позволяет остановиться. Даже лишённые снежных шапок, албанские горы живописнее многих других, и от таких многоплановых видов сложно оторвать взгляд:



В затерянном в горах городке Лесковик, где по улицам свободно гуляют ослы и козы, мы умудрились заблудиться, лишь с третьего раза обнаружив малозаметный выезд в нужную сторону - дорожные знаки и указатели отсутствовали как явление. Дорога стала ещё хуже, а перевалы - выше. Справились, прорываемся в широкую долину Вьёсы, но это ещё не конец мучений - дорога не теряет высоты до самого Пермета, оставляя голубую ленту реки далеко внизу. Горы здесь уже другие:



Разглядели, кто там пасётся на склонах? Для подсказки, применим зум:



Интересно, что за еду овцы нашли на лысой горе? А одинокий козлёночек и вовсе отбился от стада:



Спустившись к райцентру Пермет, дорога наконец-то выровнялась, и появились шансы доехать засветло. Последний перед Гирокастрой продольный хребет река прорезала глубоким ущельем, и здесь обошлось без серпантинов. А финальный отрезок пути (20 км) мы вообще проехали почти что по магистрали.

Древний город Гирокастра лежит в широкой долине Дрино. Ровных площадей в стране немного, и они интенсивно используются для земледелия:

долина Дрино близ Гирокастры

Переночевав и наутро осмотрев Гирокастру (будет отдельный пост), мы направились к Ионическому побережью. На выезде из города, мы чуть было не познакомились с местной полицией. Для выборочной проверки автомобилей, мобильные посты ГАИ выставлены вокруг каждого крупного албанского города. Нас было остановил полицейский, но его напарник, разглядев иностранные номера, тут же махнул рукой: проезжайте, мол. Стало понятно, что к туристам в этой стране относятся весьма бережно, ограждая их от малейших стрессов :)

По сравнению со вчерашней эпопеей, пересечение последнего приморского хребта показалось нам лёгкой прогулкой. Единственная широтная дорога Южной Албании отличалась хорошим качеством асфальта и оживлённым движением: по ней греческие туристы едут к морю, а в обратном направлении - ещё и на экскурсии в Гирокастру. Горы здесь невысокие, но тоже красивые:



Где-то через час мы прибыли в Саранду, где наконец-то увидели море. Саранда - быстро растущий курортный город, и повсюду идёт строительство, главным образом, кондоминиумов и отелей. В шуме и суматохе отдыхать не хотелось - это было несложно предсказать ещё при подготовке поездки, поэтому в качестве возможного места назначения Саранда нами не рассматривалась. С другой стороны, в совсем пустынном месте бросать якорь было бы тоже неправильно. Наиболее оптимальным для нас вариантом был бы посёлок, лежащий непосредственно на берегу, с населением 3-5 тысяч, что подразумевает возможность выбора жилья, наличие нескольких ресторанов, магазинов, и полезных мелочей вроде банкомата и бензоколонки. Выбрали северное направление и решили искать поставленную цель прямо на местности, сверяясь с купленной накануне бумажной картой.

Первые несколько посёлков мы пропустили по причине далёкого расстояния от пляжей, а вот в местечко с романтическим названием Кепаро заехали на рекогносцировку. Пока мы, запарковавшись прямо на пляже, судили, насколько нам тут нравится, к нам подошло знакомиться вот такое дружное семейство:



Несмотря на восторг от такого сюрприза, мы отвергли Кепаро как место на вид скучное и недостаточно живописное. Дорога, между тем, подошла совсем близко к берегу,



и вскоре нашёлся идеальный во всех отношениях городок Химара:



В Химаре было всё, что требовалось: рестораны, таверны, променад, живописные окрестности, отельчики и комнаты на первой линии, а главное - чистое тёплое море бирюзового цвета. Как следует осмотревшись, мы определились с жильём: комната в мини-отеле обошлась всего в 2000 лек ($20) за сутки. В ней не было евроремонта, зато имелся полноразмерный холодильник, а вид с балкона вы можете оценить сами:

Химарская бухта

В Химаре мы провели пять незабываемых дней (о них расскажу отдельно), и нам повезло с погодой: после сильного ливня в вечер приезда, в остальные дни небо было ясным или облачным, а море - спокойным или почти спокойным. Хорошее время обычно не проходит, а пролетает, и 18 сентября настало время пускаться в обратный путь. На сей раз, наш маршрут пролегал по северной стороне, через Влёру и Эльбасан.

Ионическая часть побережья отделена от Адриатической довольно высокими горами, и дорога с юга круто поднимается на перевал Льогара. Это федеральная трасса, так что преодолеть его несложно, ибо дорога рассчитана на все виды транспорта и поддерживается в надлежащем состоянии. На вершине даже имеется смотровая площадка, с которой мы не преминули заснять очередные природные красоты. Далеко внизу раскинулся пляж Паласа, образованный дельтой пересохшей реки (Përroi i Thatë):

Албания: пляж Паласа

Попробуйте отличить здесь море от неба :) А каков переход между ними! Но главное, конечно же, пчёлы:



Не забываем запечатлеть и свежеприобретённый албанский загар:



Шкода чисто вымыта накануне благодаря легендарному албанскому сервису "лаваж". Правда, мыть её пришлось в два этапа, с перерывом на очередное выключение электричества. Приятные молодые люди вымыли и пропылесосили машину всего за 400 лек.

Сразу за облаками, ландшафт меняется коренным образом: мы попадаем в настоящий сосновый лес - это национальный парк Льогара. С северной стороны вместо серпантинов - длинный пологий спуск. Не успел я обрадоваться этому обстоятельству, как чуть не попал в ДТП: ехавшая навстречу гружёная фура не выдержала затяжного подъёма и выстрелила на дорогу лопнувшей шиной. Испугаться я не успел, но случись это двумя секундами позже - кто знает, чем бы закончилось.

Спуск завершается на самом уровне моря, плавно переходя в длиннейшую набережную Влёры. Количество отелей и ресторанов там просто зашкаливает, а зазывалы успевают вежливо пригласить водителя завернуть к ним и отведать рыбных блюд. Но мы непреклонны, и пересекаем курортную зону без остановок. Влёра выглядит шикарным адриатическим курортом; здания нарядны и современны, улицы чистые, а набережная со стройным рядом пальм не уступает бульвару Круазетт:

Влёра: набережная

А вот городской рынок не посетить мы не имели права - я до сих пор не обзавёлся сувенирной маечкой в виде албанского флага. В Химаре никаких сувениров не было, а в Гирокастре я её видел, но почему-то не купил. Зато во Влёре искомое обнаружилось в первой же лавке, да ещё с дисконтом в 30%. Таким образом, образовалось около 500 лек лишних денег, от которых надо было до конца дня избавиться. Не ожидал, что это окажется столь сложной задачей! На базаре съели по чуреку с сосисками, купили мороженого, затем четыре раза брали у придорожных торговцев то виноград, то хурму, а волшебные деньги всё никак не кончались! Так и доехали до границы, где всё-таки удалось добить их до конца двумя чашечками кофе.

Где-то на полпути от Влёры до границы, проехали самый крупный город на нашем пути - стотысячник Эльбасан. Из школьного курса географии нам известно, что здесь размещается флагман албанской промышленности - металлургический комбинат. И действительно, при подъезде к городу с запада, его громада встаёт на фоне гор:

Эльбасанский металлургический комбинат

Судя по внешнему виду и отсутствию дыма из труб, построенный в 1974 году с китайской помощью завод в настоящее время дышит на ладан:



Понятно, что платой за вхождение в евросоюз станет полный развал местной промышленности, как это случилось во всех без исключения странах "новой Европы", от Эстонии до Болгарии. Вот только какая судьба уготована тысячам горожан Эльбасана, выросших вместе с заводом и связавших с ним свою жизнь?

Город мы не осматривали, но даже из окна машины заметно, что имеются большие контрасты между богатыми пригородами и бедными городскими районами. А в этом квартале, пятиэтажное детище соцреализма вплотную окружило православную церковь св.Николая (год постройки не знаю, вероятно, 19 век):



Обратите внимание на особенности албанского жилого домостроения - накопительные баки на крыше, плотные жалюзи на окнах, внешняя проводка.

Для поставок на комбинат железной руды, в 1973 году через горы была проложена однопутная железная дорога Прреньяс - Эльбасан. Сегодня это великолепное инженерное сооружение заброшено, а рельсы растаскивают на металлолом. А зря, ведь для страны это потенциальный туристический клад. Пример Швейцарии убедительно доказывает, что находится немало энтузиастов и просто туристов, готовых выложить по 100 евро за покатушку по живописной дороге. Да я бы и сам не отказался - смотрите, какие тут красавцы-виадуки:

виадук железной дороги близ Либражда

Железная руда на конечной станции тоже перестала добываться, причём уже давно:



В результате, во всех восточных горных селениях единственным занятием населения стало мытьё машин. Абсолютно в каждом дворе можно увидеть импровизированные фонтаны: поливая из шлангов свой двор, хозяева пытаются привлечь таким способом проезжающих мимо редких водителей.

Албания не переставала удивлять до самой границы:



Упоминание родного города встретить всегда приятно. Как выяснилось из интернета, отель построил бизнесмен Джеват Рира - выходец из албанской диаспоры Одесской области.

Ещё пару километров, и мы вновь на берегу Охридского озера, на этот раз на западном. Всего неделю назад мы ехали по противоположной стороне в полном неведении, сколько ярких впечатлений нам подарит эта удивительная страна:

Охридское озеро

Мы сюда ещё обязательно вернёмся!




  • 1
Как приятно прочесть отчет адекватного во всех смыслах человека :)

не понял приколы про железную дорогу, что за шутки такие?

хотя блин, таки да, движение закрыли

но на фото далеко не конечная))

Железную дорогу в Албании действительно очень жалко...

Красота! Отличный фотоотчет!

Таких бы материалов про Албанию побольше в Рунете!

...вспомнил: ездил на экскурсию в Шкодер (там я был уже в прошлом году, но поехал из-за Розафы) с двумя немцами; через Владимир въехали в Албанию, добрались до Шкодера, и тут немка спрашивает: "А выход к морю у Албании есть?"

Заметим, они из Ада Бояны, которая у самой Албании, и албанское побережье оттуда прекрасно просматривается :)

Анекдот просто! )))

Сразу видно, что информации о стране не достаточно. Будем писать еще и собирать материалы по всему Интернету. Рано мне еще на пенсию выходить. )))

:)

кстати, а нельзя сделать отдельный пост об албанской кухне?

А то в первый раз ездили, в Круе обещала экскурсоводша, что попробуем её, а подали - шопский салат, плескавицу с каймаком и ещё что-то, - в общем, от черногорских если и отличались, то разве названиями...

Я писала уже про албанскую кухню, но мне еще писать и писать. Там уже три заметки: http://verainalbania.livejournal.com/1946.html Но не столько традиционные блюда Албании (я не такой большой специалист по кухни на Балканах, там все переплетено ИМХО, чтобы отличить - чисто ли блюда албанское или черногорское, например), сколько в целом там описаны блюда, которые в Албании можно попробовать.

Edited at 2013-10-17 14:35 (UTC)

Соглашусь с первым комментатором, очень приятный и адекватный отчет)
По первому пункту - к нам в Тиране все-таки подбегали цыганские дети, пытались машину помыть) С гаишником местным точно такая же история была - увидел иностранные (черногорские) номера и отпустил. А вот эта фотка http://peresadki.net/fotki/Albania/IMG_2444.jpg вообще космическая какая-то.

Тут безусловно нужно учитывать географию путешествия. Они в Тирану и Шкодер не заезжали, а именно там цыган довольно-таки много. Ощущения от цыган, конечно же, неприятные, но в целом на саму безопасность в стране это не сильно влияет.

Здорово!Такие фото яркие!Мы проехались от Тираны до Ксамиля по побережью.Дорога отличная!Ехали на арендованной машине с лысой резиной и все было ОК в горах.Еще ездили в центр страны в Берат и Поградец.Поездки незабываемые!Верочка,отчет все еще за мной из-за невозможности уменьшать фото.
От цыганского ребенка спасалась бегством в ТЦ Нептун во Влере.Боялась,что если дам денежку(мне совершенно не жалко было),на нас накинутся толпы попрошаек.
Машину мы мыли за 300лек с пылесосом и шампунем(прямо онемели от такой цены),а вот бензин,конечно дороговат, и наша маленькая машинка ела в среднем 10литров на 100км.
Проблемы с проездом и несоблюдением правил со стороны албанцев были только в крупных городах.Полицейские-действительно душки!
Состояние ж-д дороги вызвало много огорчений у моего мужа,который всю жизнь был связан с ней.Действительно хорошо бы за опытом обратиться в Швейцарию.
Незнание албанского и даже английского не помешало нам не только арендовать самим машину,но и перемещаться по стране.

Edited at 2013-10-21 13:39 (UTC)

Любовь, а в прокате никак нельзя было настоять, чтобы резину поменяли? Опасно, честно говоря, на лысой ехать, особенно в Берат. Да и потребление высоковатое было для малолитражки, обычно литров 8 бензина на 100 км выходит. Наверно, в прокате не только резину, но и фильтры давненько не меняли... А что за контора была?

И цыганам давать деньги ни в коем случае нельзя, но и бегать от них смысла нет. Лицо кирпичом и вперед. Ко мне ни в Москве, ни тут не пристают, если я одна, никогда. Так что если нужен совет, как вести себя с цыганами, то я готова дать. )))

Всё бы ничего,но вот что-то пока не тянет всё равно в Албанию.Хотя там и очень интересно.Может лет через 5-6 посещу.

Да собственно всем и не обязательно приезжать в Албанию. ))) Читайте на здоровье, если интерес есть. А там как получится. Судьба такая интересная штука, вечно выкидывает всякие сюрпризы. )))

Всем привет!
Мы планируем поездку в Македонию-Албанию своим ходом в 1 половине сентября. Времени осталось крайне мало, но мы до сих пор не можем найти четкой информации про автобусы из Охрида (или Струги) в Саранду. Конечно, после красочных обзоров в этом и других блогах, нам бы очень хотелось попасть именно туда.
Вера, может быть Вы, или ваши читатели могли бы помочь? Может кто-то в курсе..Существует ли прямой, беспересадочный автобус до Саранды..
(Или бросить это дело и ехать во Влеру?)
Заранее спасибо!

Саша, добрый день, у меня есть только это расписание автобусов: http://www.matinic.us/albania/furgon.php
Другой информации у меня нет. Добравшись до Тираны, вы сможете доехать и до Саранды и до Влёры или даже до них обеих, если пожелаете. Удачи и хорошего отдыха!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account