я, зеленый

verainalbania


ЖИЗНЬ В АЛБАНИИ

ВЗГЛЯД НА АЛБАНИЮ ИЗНУТРИ


Previous Entry Поделиться Next Entry
На албанском поезде из Дурреса в Эльбасан. РЕПОСТ!
орел, флаг
verainalbania
Оригинал взят у novotor в на албанском поезде из Дурреса в Эльбасан
Динамику албанской железнодорожной отрасли можно описать одним словом: примитивизация. Это относится к сети железных дорог, пассажирским и грузовым перевозкам, состоянию путевой инфраструктуры, локомотивному и вагонному паркам. В частности, пассажиропоток, достигавший в лучшие годы 4 млн. чел. в год, с начала столетия стал неуклонно и быстро снижаться, и сейчас едва превышает цифру 300 тысяч (википедия). Отмены и сокращения поездов сопровождались и физической деградацией сети дорог. Так, в конце 2013 года, железная дорога ушла даже из столицы страны: на участке Вора-Тирана рельсы были разобраны, а станция и вовсе уничтожена.

От некогда развитой сети железных дорог, по сути, осталось три участка с пассажирским движением: Дуррес-Влёра, Шкодер-Шкозет и Рогожино-Либражд. Узловых же станций осталось только две: Шкозет и Рогожино.
схема железных дорог Албании, 2015
Я намеренно оставил на этой схеме транграничный участок Подгорица-Шкодер, в тщетной надежде на возвращение пассажирского сообщения между Албанией и Черногорией, пока там не разобрали рельсы. По моей оценке, такой поезд пользовался бы невероятным спросом среди туристов, поскольку альтернативы в виде надёжного автобусного сообщения между странами нет.

Неизвестно, долго ли протянет железная дорога хотя бы в нынешнем состоянии, поэтому не став дожидаться её ужасного конца, я решил посвятить день 3 апреля этому на глазах исчезающему виду транспорта. Выбирать было не из чего: даже базируясь в главном железнодорожном центре страны - Дурресе, можно составить лишь один маршрут для дневной покатушки туда-обратно, а именно Дуррес-Либражд. Расписание всех албанских поездов помещается на одной странице формата А4:
расписание движения пассажирских поездов Албании, 2015

Итак, во всей Албании осталось 4 (четыре) пары поездов: две сообщением Дуррес-Эльбасан, и по одной Дуррес-Шкодер и Дуррес-Влёра. Интересно, что оборот этих поездов составлен таким образом, что "ночуют" они все на разных конечных станциях, в результате чего утром из Дурреса отправляется только один - на Либражд; им же можно вернуться обратно в тот же день. Относись это расписание к развитой ж.д. стране, внимательный читатель смог бы предположить, что кроме упомянутых, в Албании имеется ещё один ВБС (Влёра-Либражд), а на станции Эльбасан производится отцепка лишних вагонов. В реальности же, никакой перецепки вагонов нет: пассажиры из Влёры просто перепрыгивают на согласованный поезд на станции стыковки, а в Либражд привозят все вагоны, что вышли из Дурреса (и неважно, что пустые).

Либражд настолько мал, что делать в нём нечего даже в течение того часа, пока машинист обедает. Поэтому было решено проехать не весь путь, а только до Эльбасана, использовав те три часа, что поезд оборачивается по конечной станции, для прогулки по городу (будет отдельный пост). Единственной сложностью всего этого плана было встать в 5 утра, но мы справились, и за полчаса до отправления прибыли к месту старта - на вокзал города Дуррес. Здание вокзала проектировалось с расчётом на кипучую жизнь, а сегодня форма выглядит несоразмерной своему содержанию:
Дуррес: интерьер вокзала
Единственная функция этого двухэтажного дворца - продажа билетов. Тарифы в Албании предельно низкие: поездка на 100 км обойдётся вам по цене капучино - примерно в $1. За свой билет туда-обратно я отдал всего лишь 230 лек - перегоревшая накануне лампочка и то стоила дороже :)
билет албанских железных дорог
Купив билеты, выходим на платформу. Вокзал, хоть и велик, не особо выделяется на общем фоне:
Дуррес: вокзал со стороны путей
Обратите внимание на крытый виадук в левой части кадра - это переход в морской порт, и по сравнению с соседним входом в ж.д. вокзал, он гораздо более оживлён в утренний час - из Италии только что прибыл первый паром. Но вернёмся на нашу платформу. Здесь абсолютно ничего не изменилось за год, с тех пор, как я тут побывал в первый раз:
станция Дуррес: платформы
Даже в списке направлений не стали зачеркивать неактуальные нынче города Тирану и Поградец :)
А наш поезд уже стоит на первом (или втором?) пути, гостеприимно распахнув по половинке каждой двери (вторая, как выяснилось позже, уже не везде открывается). Албанский поезд состоит из двух довольно длинных двухсекционных вагонов,
албанский пассажирский поезд на станции Дуррес
ведомых маневровым тепловозом чешского производства:
Весь локомотивный парк страны состоит из точно таких же тепловозов, коих в 70-80х импортировали 61 штуку. Вероятно, осталось половина из них: с десяток заняты на линиях, остальные ржавеют стоят на приколе на станциях Шкозет и Фьер.

Что же касается вагонов, то определить их происхождение не так просто: я долго искал, но так и не нашёл ни одной таблички с завода-изготовителя. Однако, по надписям к различному вспомогательному оборудованию, можно заключить, что вагоны начинали свой жизненный путь в одной из немецкоязычных стран. В целом, вагон довольно удобный, хотя и немного раздолбанный:
внутри вагона албанского поезда
В отличие от кресел, на окнах не осталось ни одного живого места. Все стёкла в трещинах, а форточки (где они есть) зафиксированы в последнем положении перед поломкой: в закрытом, полуоткрытом или совсем распахнутом виде:
Это обстоятельство чрезвычайно усложнило задачу блогера: ехать у открытого окна означало замёрзнуть через 5 минут (не май месяц), а на других местах было невозможно фотографировать через окно - либо трещины, либо слой пыли. В общем, со стёклами оказалась такая же ситуация, как год назад на канатной дороге - албанцы не дружат с прозрачными окнами на транспорте.

Несмотря на то, что все вагонные помещения были маркированы 2-м классом, в VIP-секцию первого вагона нас не пустили - там ехали официальные лица: проводница, буфетчица и полицейский с приятелем. Так испарилась моя последняя надежда на снимки видов из окна. Как позже выяснилось, на остановках тоже особо не поснимаешь: больше одной минуты поезд стоял только тогда, когда вип-персонам захотелось выпить чашечку кофе на какой-то станции - машинист к ним хотя и не присоединился, но десять минут терпеливо подождал.

Вот, собственно, и наш машинист перед началом своего рабочего дня:
станция Дуррес: маневровый тепловоз T-669 ČKD
Всё просто и по-свойски: на работу приехал на велике, в обычной гражданской одежде. Вскоре подъехал такого же плана напарник, и началась загрузка велосипедов - вдвоём это делать намного легче:
Из всего персонала, в железнодорожной форме щеголяет лишь один человек - перронный контролёр:
Кстати, кто интересуется вопросом, куда исчез Коломойский - так вот же он, скрывается в неприметном албанском поезде. Но продолжим про контролёра. Билетов он не проверяет, а только следит за порядком на вверенной ему территории - например, отгоняет старушек от края платформы перед прибывающим поездом. Как видно даже по фотке, в Дуррессе это был добродушный дядька, а вот в Эльбасане попался весьма строгий мужик - сразу запретил фотографировать и конвоировал меня до самого выхода, чтоб я ни дай бог не ослушался :)

Однако, пора в путь. До Эльбасана 76 километров, которые поезд преодолевает ровно за 3 часа. Учитывая состояние рельсов, это весьма неплохая скорость, и на некоторых участках состав разгонялся до 40 и даже 50 км/час. Заполненность вагона нигде не превышала трети, а из конца в конец доехало от силы человек 10. Основной поток пришёлся на трафик между соседними станциями, а вблизи крупных городов обнаружились даже коммьютеры, до конца верные привычному виду транспорта.

За полчаса поезд резво доехал до станции Голем, что в районе дальних пляжей. Помня, с каким трудом в летний сезон туда добираются отдыхающие - либо с пересадкой на автобусах, либо постояв в пробках на машине, - смею предположить, что поезд по данной позиции ничем не уступает своим конкурентам за пассажира. Что мешает пустить пригородный состав с ежечасным курсированием по летнему расписанию?

Более того, во все остальные города по пути следования нашего поезда удобнее и быстрее попадать именно этим способом. К примеру, между Дурресом и Эльбасаном вообще нет прямого автобуса, а делать пересадку в Тиране трудно - автобус прибывает в одно место, а отправляется из совершенно другого. Так что за сохранение ж.д. транспорта у нас есть аргументы.

Едем дальше. Везде однопутная колея, и разъехаться поезда могут только на станциях. Спустя час после отправления, на станции Кавай отмечаем первый встречный поезд - эльбасанский. Он ничем от нашего не отличается:
У проводницы и буфетчицы работа непыльная: первая только проверяет билеты (двери на остановках открывают сами пассажиры), а вторая один раз за всю дорогу разносит напитки. Полицейский ходит чаще, но только потому, что он человек более общительный - пассажиры в поезде прилюдно не буянят.

По контрасту с Дурресом, вокзалы остальных станций выглядят неказисто и уныло, так что снимал я их только для порядка:
станция Лекай
Проехав примерно полпути, достигаем узловой станции Рогожино (Rrogozhinё). Здесь нас уже поджидает второй встречный состав - влёрский, и часть его пассажиров делает спортивную пересадку, за минуту стоянки буквально впрыгивая в наш поезд. Влёрский же покинул станцию настолько быстро, что я даже не успел его заснять:
станция Рогожин
Работающий семафор я обнаружил за весь путь всего один (по крайней мере, там горели лампочки). И правда, кому они нужны при таком малом трафике? Тем более, что при проезде населённых пунктов паровоз непрерывно гудит как слон. Впрочем, шлагбаумы на некоторых переездах всё-таки работают.

Та же станция на обратном пути. Здесь наш поезд приходит чуть раньше влёрского, чтоб народ успел на пересадку:
станция Рогожин
Здесь мы уже повернули на восток и движемся вверх по долине реки Шкумбини. Долина широкая, живописная, интенсивно распаханная:
Но вот сама река - лучше б глаза не видели: все прибрежные кусты настолько густо покрыты мусором, что напоминают новогоднюю ёлку. А ведь то, что не осаждается на ветках, доплывает до моря.

Город Рогожин (ударение на последнем слоге) славится своим многокилометровым акведуком (часть его можно увидеть на дальнем плане предыдущего снимка). Очевидно, древние албанцы построили его для полива огородов. Ради такой достопримечательности пришлось исхитриться и снять её через стекло на полном ходу:
акведук в Рогожине
Следующая станция - Печин - порадовала креативной вывеской:
станция Печин
Больше в этом областном центре ничего примечательного из окна не обнаружилось, ну разве что тюрьма строгого режима :)

Дальше дорога пошла ощутимо в гору, появились даже туннели длиной 100-300 метров. Почти час до самого Эльбасана не было крупных станций - единственный город Церрик (Cёrrik) располагался за рекой. Церрик в годы социализма был крупным промышленным центром, здесь даже действовал небольшой НПЗ. К бывшему заводу ведёт ветка железной дороги, на всех картах отмеченная как "действующая, для грузового движения". На самом деле, проехать по ней проблематично, да и незачем больше:
грузовая ж.д. ветка к НПЗ в Церрике
Здесь же отчётливо видны "мусорные берега" Шкумбини.

На подъезде к Эльбасану, поезд проходит мимо (а точнее, проезжает насквозь) ещё одного гиганта социалистической эпохи - металлургического комбината. Завод размером не меньше самого города выглядит заброшенным, но в отдельных цехах ещё теплится жизнь. К сожалению, ни одного ракурса мне взять не удалось.

Три часа позади, наконец прибываем в Эльбасан. Вокзал выглядит куда скромнее дурресского, но всё-таки видно, что станция крупная:
станция Эльбасан: вокзал
Здесь даже имеется выделенный первый путь, но машинисты его игнорируют. Зато поболтать с приятелями - всегда готовы:
станция Эльбасан: восточная горловина
Тут меня засёк перронный охранник, и последний кадр пришлось делать на обратном пути, да и то исподтишка:
станция Эльбасан: западная горловина
Это вид на западную горловину станции. Во-первых, на станции имеется какое-никакое путевое развитие. Во-вторых, впервые замечены грузовые вагоны (это потом, на обратном пути нам попался целый товарный поезд). В-третьих, на запасном пути стоит запасная же вагонная пара. Не знаю, из каких соображений (может, из суеверия), но на конечных станциях локомотив оставляет привезённые вагоны и забирает новые. Так, на обратном пути мы уже ехали в других вагонах, хотя и с тем же самым персоналом.

В Эльбасане мы вышли, а поезд двинулся дальше на Либражд. Последний перегон - самый живописный из всех на оставшихся албанских дорогах. Чего стоит только этот виадук, который мы приметили ещё в первой поездке по Албании на автомобиле:
виадук на ж.д. перегоне Эльбасан-Либражд
Наверное, снизу он выглядит намного эффектнее, чем из окна поезда, идущего поверху, но всё равно прокатиться было бы интересно. Ну что ж, оставим это на следующий раз, если движение не закроют раньше, чем я соберусь это сделать.


Читать еще:
По долине реки Мат - в продолжение октябрьской поездки по Албании и Македонии. РЕПОСТ!
Ляч: трагедия моногорода. История одного албанского завода


  • 1
Мда... как всегда жалко железку.

Это точно!

Теперь в Тиране закрыли вокзал, до Поградца поезд больше не ходит. Я не уверена, что соберусь проехаться на поезде до того момента, когда пассажирские перевозки по ж/д в Албании и вовсе прекратятся... Если бы я была меценатом, то в Албании я бы вложила деньги в развитие железнодорожного транспорта и связи ж/д путей с другими странами на Балканах. Меня эта мысль не покидает.

Тем более, что необходимость в ЖД есть!

Я вообще очень люблю поезда. В Словении каталась на таком махухоньком поезде, даже в Дисней-Ленде в Париже есть маленькая железная дорога. Это так здорово! А тут целая страна Албания и целый регион Балканы, о Европе я вообще молчу, без нормальной сети железных дорог! Вот так села бы в поезд в Тиране и укатила, скажем, в Берлин или Вену или Париж, да хотя бы в Сараево, Афины или Белград. Ан нет...

Пока бывала в Албании регулярно, с удовольствием ездила на поезде, когда это позволяло время, ведь дорога на поезде куда угодно, кроме пути Тирана-Дуррес занимает в два раза больше времени, чем на автобусе-маршрутке. Думаю, репосты не особенно помогут, пока поездов будет так мало и ходить они будут так медленно.

А я вот так ни раз и не проехалась, и местные все отговаривают. )))

Ой, а поезд Тирана-Поградец отменили, выходит?..

В Тиране вообще снесли вокзал... На его месте по плану должен быть бульвар. А до Поградца поезда теперь не ходят, только до Либражда. Видимо, местное население приложило особые усилия по разбору ж/д путей от ненужных гаек, рельсов и прочего, восстанавливать их стало слишком дорого.

То есть из Тираны теперь вообще никуда не уехать?

Обязательно скатайтесь хоть куда-то, это крутое впечатление. Коровы на рельсах, гудящий еле ползущий поездочек, битые стекла - мне очень понравилось.

Только из Шкозета. Я вижу поезда периодически, они конечно внушают удручающее впечатление. Но это, и правда, романтика! Надо съездить! Вот бы муж меня бы отпустил в такое странствие. Сам-то он точно не поедет. )))

Тоже мне, странствие :). Странствие - это автостопом на север страны.

Зачем автостопом, когда своя машина есть? ))))) Я же принцесса. )))

С тех пор как я замуж вышла, экстрим только с разрешения мужа. ))) Вот на параплане он мне категорически запретил летать! Про поезд вчера тоже что-то подобное отрезал. А про автостоп я даже и не спрашиваю. ))))

О, круто. Всё же жива Албанская ж.д. А я уж прочитав новость про закрытие вокзала в Тиране подумал, что всё. Закрыли полностью. Да, надо всяко спешить прокатиться, пока хоть это осталось..

Да нет, полностью не закроют. Как они будут металлолом возить?

В принципе, во всех странах пассажирские ж/д перевозки - будь-то поезда дальнего следования, пригородные или даже метро - являются убыточными (исключение, если не ошибаюсь, только Гонконг, да и там ж/д компания зарабатывает больше на бизнесе, связанном с недвижимостью, чем непосредственно на пассажирских первозках). Поэтому, там где ж/д транспорт функционирует и развивается не в сторону примитивизации, он или дотируется (и не хило) государством или же выживает за счёт грузоперевозок. Боюсь, что в Албании ни тот ни другой варианты не особо вероятны, вот отсюда и такая загогулина, как говорил когда-то один известный российский политик :)

Я не очень вдавалась в экономические аспекты этого вопроса. Мне кажется, что РЖД довольно неплохо зарабатывает на перевозках. Они же не за свой счет строили сами железно-дорожные линии..., а теперь расходы только на эксплуатацию. В Москве сейчас идет процесс слияния системы электричек с метро. Мне кажется, что это отличная идея! Рядом с домом родителей станция ж/д (до нее ближе, чем до метро), очень удобно прокатиться по городу на сквозной электричке с видом на местные красоты, а не под землей в темноте...

Я знаю, что та же Германия выделяет Албании средства на строительство дорог и на развитие туристических эко маршрутов. Вот бы местное правительство нашло спонсора для обновления системы железных дорог. Давайте все вместе помечтаем об этом, пусть наше массовое сознание материализует эту мысль!

Ой, ну что Вы в самом деле :) Пассажирские перевозки для РЖД убыточны. Всё вытягивается за счёт грузоперевозок. В России ж/д транспорт - основной вид перемещения грузов, вот за счёт этого РЖД и зарабатывает. Инфраструктура требует постоянного обновления - советская уже давно аммортизирована, так что расходы на ремонт и содержание весьма значительны. А про электрички - так их ведь вообще поотменяли напрочь сразу в нескольких областях в начале года - и если бы не высочайший окрик, то и не восстановили бы :)

Немцы на то и немцы, что деньгами не сорят и выделяют средства только под экономически целесообразные проекты. А ж/д в Албании - это стопудово гиблое дело. Хоть как-то конкурировать с автотранспортом ж/д перевозки могут лишь при наличии целого ряда условий: 1) проезд сопоставим по времени, по удобствам, по цене 2) график движения плотный, а не раз в день 3) сеть железных дорог охватывает всю страну, а не 2-3 основных города. Иначе пассажир просто не поедет. Международные маршруты тоже не спасут. Что прежде всего интересно туристу в Албании? - наверное, Албанская Ривьера от Ллогары до Ксамиля. Там сейчас ж/д путей вообще нет, а при наличии стабильного турпотока гораздо проще открыть морское сообщение, чем строить железную дорогу в горах. (Я, кстати, очень удивился, что нет паромного сообщения между Сарандой и Италией. Только на Корфу ходит паром. А из Италии паромом можно попасть только в Дуррес и Влёру. Или это я плохо искал?) Но даже при выполнении всех условий и наличии стабильного пассажиропотока пассажирские перевозки всё равно останутся убыточными - просто затраты на содержание и эксплуатацию ж/д инфраструктуры будут заведомо больше, чем расходы автоперевозчиков или паромных компаний.

Я как-то стараюсь чужие деньги не считать. В Москве и метро, и электрички по ощущениям чувствуют себя прекрасно. Не стали бы китайы вкладываться в московскую подземку, если это так убыточно. Но на самом деле особо не задумывалась по этому вопросу.

А с паромами да, в Албании пока не очень. Вы всё правильно нашли, в Саранду попасть можно только с Корфу, ну или на круизной лайнере, они с относительно недавнего времени стали заходить в порт Саранды для экскурсии в Бутринт. До прошлого года моторки-то были запрещены, да и мифы ходили про то, что побережье Албании всё еще заминировано со времен Ходжи, так что и яхтсмены как-то Албанию обходили стороной. Но теперь всё поменяется, я просто уверена. Уже стали развиваться компании, занимающиеся морскими прогулками вдоль побережья. А ведь на некоторые пляжи Ионического побережья только с моря и можно попасть. Обязательно мне надо в этом году выбраться хотя бы в районе Влёры, сплавать на полуостров Карабурун. Там красотища нереальная!

"Между Дурресом и Эльбасаном вообще нет прямого автобуса". Интересно, о каких автобусах идет речь, если о государственных, то таковых в принципе в стране нет, а вот частные автобусики-маршрутки ходят регулярно. Причем стоят они рядом со входом на ж\д станцию Дурреса.

Я насчет автобусов не в курсе. Скорее всего, речь как раз про большие автобусы, а не про маршрутки, которые в прошлом году практически в одночасье пропали, потому что с них стали требовать наличие лицензии. А сейчас как дела обстоят?

Галь, а ты не каталась по железной дороге, случаем? Во Влёру или Шкодер, например. Может, организовать поездку целой группой от нашего сообщества! Мы как-то встречались на празднике открытия порта Дурреса, а тут прогулка по стране по железной дороге! Одну меня муж не пустит, но жуть как интересно! А если компания соберется, то тут без вариантов! )))

Я не особо слежу за транспортной ситуацией, помню только, что в прошлом году гос.автобусы по маршруту Дуррес-Тирана сначала исчезли, а потом появились частные. Да у нас тут и городской маршрут уже частникам отдали, может оно и к лучшему, билетеры воровать меньше стали :)
По ж/д никогда не возникало желания прокатиться, мне всегда казалось, что в этих жутких вагонах только цыгане ездят)) И тут была очень удивлена, что кресла внутри вполне нормальные, и даже чай носят! Еще бы скорости и почти албанский Сапсан).
Интересная идея про путешествие, во Влере я не была, так что с удовольствием бы съездила. Только, думаю, сколько ж этот паровоз будет туда плестись, вдруг обратно уже поздно будет возвращаться.

А у меня вчера появилась информация от вполне компетентных лиц, что скоро начнётся постройка трамвайного ( или поездного ) скоростного сообщения между Дурресом и Тираной. Это решает многие транспортые вопрося! И новые ж/д дороги запланированы, в ближайшем будущем будут реализованы. Дороги, связывающие с соседними странами. Так что не всё так грустно. Албания быстро развивается.

Светлана, про проект трамвая от аэропорта до Тираны давно говорят, даже место под него уже расчистили (как раз снесли центральный вокзал в Тиране), но строительством пока и не пахнет. Я как-то одно время, вложив деньги в жилой комплекс по пути из Москвы в Балашиху (в 1 км от МКАД) ждала и ждала начала строительства трамвайных путей в ту сторону. Там даже проект был утвержденный с четко прописанными сроками, но администрация Подмосковья никак не могла с Москвой договориться, и трамвай и ныне там...

Будем надеяться, что трамвай из международного аэропорта хотя бы до Тираны дотянут (о Дурресе пока не будем мечтать). Сейчас на лицо конфликт между властями Тираны (демократами) и общеалбанскими властями (социалистами). Конфликт между 2 партиями ослабляет страну. Так что ждем результатов региональных выборов в этом году. Посмотрим, кто станет новым мэром Тираны и сдвинется ли проект с мертвой точки.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account