я, зеленый

verainalbania


ЖИЗНЬ В АЛБАНИИ

ВЗГЛЯД НА АЛБАНИЮ ИЗНУТРИ


Previous Entry Поделиться Next Entry
Тирана, Национальная Галерея - выставка "Албанская икона"
орел, флаг
verainalbania
Оригинал взят у photo_lafinur в Тирана, Музей современного искусства - выставка "Албанская икона" - атчот
Недавно была выставка албанской иконы в Москве. Для нежителей столицы или для ленивых ее жителей - настоящий пост, дабы получить представление о предмете. Т.е. понятно без комментариев, как все это развивалось, какие влияния испытывало, от византийской (причем в русском издании) школы, через очень даже барокко (причем в чем-то перекликающееся с... католическим латиноамериканским из Сальты и проч. Перу) и даже включая в себя позднюю московскую школу. Это все любопытно, конечно же. Мне лично понравились "красные кони" (сразу вспомнился Петров-Водкин) у святых Димитрия и Георгия, а также у Ильи-пророка. Занимательно отсутствие митры у св. Николая, хотя письмо иконы отнюдь не сугубо-каноническое. Интересно сочетание успения Богоматери с успением св. Николая на одной иконе - вот и говорите потом, что это только в России св. Николай считался сам-третей :) Вобщем - смотрите сами :)
Архангел Михаил


Одигитрия
Св. Георгий с житием
Иоанн-Креститель, св. Николай, успение Богоматери и успение св. Николая. Часть иконостаса.
Благовещение
Спас
Спас (чем-то напоминает известную икону "Спас-Ярое Око", не правда ли?)
Богоматерь
Св. Пятница с житием
Фрагмент клейма иконы св. Пятницы с житием.
Св. Харлампий с житием
Фрагмент клейма иконы св. Харлампия с житием.
Икона Богоматери "Умиление" (я не ошибаюсь?)
Сошествие во ад.
Св. Димитрий (судя по всему - оч. популярный тут святой, его икон много - в т.ч. вместе со св. Георгием, ниже будут две "парные" иконы и одна - где они изображены вместе). И непременно - красный конь.
Икона Богоматери - в роскошной барочной раме, да и стиль письма тоже соответствует.
Еще одна барочная икона Богоматери.
Илья-пророк на огненных лошадях.
Св. Николай (без митры - обращаем на это внимание, т.к. икона поздняя).
Собор архангелов.
Еще один св. Димитрий на неизменно красном коне.
Любопытная икона св. Иоанна Богослова.
Архангел Михаил (прямо сразу вспоминаются arcangeles-arcabuceros из Сальты...)
Св. Георий и св. Димитрий.
Небольшая по размеру (где-то 30 ч 40 см) икона св. Козьмы и Дамиана, написанная в очевидно московском стиле. Конец ХIX века, что и так видно. Икона двойная, т.к. на обороте там вот что:
Такие черновики еще на одной иконе, там прямо-таки серия эскизов:
Опять же очевидно позднее письмо и все та же московская школа.
Складень с Улыбающеся Богоматерью (мое название, т.к. улыбка - это вообще впервые вижу на иконе :)
Одна из "парных" икон - св. Георгий.
И св. Димитрий - на обязательно красном коне.
Христос-Пантократор

  • 1
А брови почти у всех темные и ярко выраженные)
А твои атчоты?:)

Упс, я прозевала, сорри, уже читаю)

А я не попала на выставку... На день позже прилетела, к сожалению...

Ты уже в Тиране, из Мск вернулась?

В Москве выставка прошла с 11 октября по 11 ноября 2012 года в залах Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва: http://verochkaf.livejournal.com/4944.html.

Спасибо! Потрясающе интересно.
Еще одна совершенно незнакомая страница Албании.
Обилие ярко-красного напоминает чем-то псковскую школу. Очень интересен образ Св.Харлампия, который популярен в Греции, а в России о нем мало кто знает.
Вопрос: если Св.Георгий убивает змия, то кого поражает Св.Димитрий?!
И где еще будет показана эта выставка, нет ли в планах СПб?!

Данная экспозиция была представлена в Тиране. В этом году выставка икон из г. Корчи была представлена в Москве и Нижнем Новгороде, Санкт-Петербург в планах не стоял, насколько я помню...

Edited at 2012-11-22 20:19 (UTC)

Юноша Нестор, из христиан, навестил Димитрия в темнице, и Димитрий благословил его на единоборство с гладиатором Лием. Таким образом Лий побеждён Дмитрием через Нестора.

а это точно не греческое письмо? скажем, икона Свв.Косьмы и Дамiана по обороту содержитъ надпись по-гречески и даже адресъ производства -- Св. гора Аѳонъ , албанскихъ монастырей на немъ кстати тогда не было

Edited at 2013-10-05 10:47 (UTC)

Можете задать вопрос автору поста. ))) Так вернее будет.

благодарствую


только у меня не получилось -- тамъ могутъ комментировать одни друзья



Edited at 2013-10-07 08:25 (UTC)

В этом случае только один выход )))

самому снимать? такъ я ихъ откровенно побаивался, въ ЕС они бывали довольно опасны

Можно было бы попробовать добавиться в друзья - вот, что я имела в виду. Но с такими рецензиями Албании вряд ли у Вас это получится...

возможно

но одного этаго сюжета съ приватизированнымъ чужимъ изкусствомъ для кого-то было-бы достаточно, чтобы просто возненавидѣть этихъ людей и ихъ родъ, согласитесь?


мое отношенiе более сбалансированное

Сходите в Третьяковскую галерею и посмотрите, на каком языке сделаны подписи на иконах... И потом я вот лично не берусь делать выводы о "приватизации", так как не искусствовед. Да и автор сего поста тоже не специалист, кстати. ))) Не для специалистов создавался сей пост.

полагаю, профи-искусствовѣдъ скорректируетъ меня коли сюда заглянетъ

не противъ, если я вызову такового скажемъ изъ какого-то церковнаго сообщества ?

Иконы однозначно греческого письма. Частично - Афон. Частично- критская школа.

http://img.photobucket.com/albums/v305/lafinur/lafinur4/_DSC4257.jpg
http://img.photobucket.com/albums/v305/lafinur/lafinur4/_DSC4256.jpg

не московское ли то письмо ? надпись кажется говоритъ, что святогорцы ея только дорисовали , или ?

Это общий стиль монастырского письма XIX века. Он так и называется - афонский. Могли и у нас.

Отдельные лица - не черновики, а просто икона писалась под оклад.

Архангел Михайл самый первый - фантастиш! А Богоматерь "Умиление" - это "Глюкофилуса", "Сладко любящая". У нас в музее целых две таких. Одна маленькая, критская сер. XV в., а вторая чуть больше по размеру 1500 года.

Как здорово! Спасибо огромное!

Слава Йешу из Назарету

Постныя синайския рожи - символ вековечной и смиренной христосвятости!
Храни вас всех Иегова и все его бесчисленное сонмище иудейских архангелов)
Аминь!
Слава вовеки распятому (а по версии Йешу Толедот, побитому камнями, вместе с пятью учениками), ослокраду из Назарета Галилейскаго, проклявшему безвинную смоковницу и учившему трусливо подставлять врагам щеки...

После иконы Иоанна Богослова не арх. Михаил, а Дмитрий мироточец.

Московская школа?
Стиль близок к иконам Афона. В России в 20 веке стали писать "под Афон", поскольку афонские иконы бфли популярны у паломников.
И сегодня афонские иконы столетней давности пользуются огромным спросом, особенно если сзади печать монастыря.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account