я, зеленый

verainalbania


ЖИЗНЬ В АЛБАНИИ

ВЗГЛЯД НА АЛБАНИЮ ИЗНУТРИ


Previous Entry Поделиться Next Entry
Монастырь в Арденице. РЕПОСТ
орел, флаг
verainalbania
Оригинал взят у novotor в монастырь в Арденице
Албанской православной церкви принадлежит, по моим подсчётам, семь монастырей. Однако, за 20 прошедших после восстановления церкви лет, развития монашеской жизни пока не наблюдается: из этих семи, только Арденицкий монастырь является действующим, да и то в нём служит один-единственный монах - о.Иммануил.

Монастырь Рождества пресвятой богородицы в Арденице (Manastiri Lindja e Shën Mërisë) был основан ещё византийцами в 1282 году, в честь побед императора Михаила VIII Палеолога над западными интервентами во главе с Карлом Анжуйским, королём Сицилии и Неаполя. В частности, разгром войск латинян, осаждавших Берат в 1280-81, надолго обезопасил Византию с западного направления (к сожалению, только западного и только сухопутного).

С тех пор, Арденицкий монастырь играл заметную роль в Албанской истории и культуре. Так, в 1451 году, Скандербег выбрал его местом проведения собственной свадьбы с Андроникой (Доникой), девицей из местного рода Арианити. В период османского ига, монастырь не просто продолжал функционировать, но и успешно развивался: была открыта семинария, собрана большая библиотека. В 1744 году, заново перестроили главную церковь, стены которой художники из Корчи братья Зографи расписали фресками, мастера из Воскопои соорудили полихромный иконостас, иконописец К.Шпатараку изготовил десятки икон.

Всё это (кроме сгоревшей в 1932-м библиотеки) в целости и сохранности дошло до наших дней. Здесь надо отдать должное бывшему архиепископу АПЦ Ирениусу Бануши, доживавшему свои дни в монастыре в конце 60-х: мудрый иерарх буквально спас его от разрушения в период запрета религий, вовремя подав петицию о включении Арденицы в перечень исторического наследия. В дальнейшем, комплекс худо-бедно поддерживался министерством культуры, а по окончании эпохи социализма, в 1992-96 году, вся территория монастыря была возвращена церкви.
Арденица: вид сверху
Удивительно, но при таком богатом наследии, чудной атмосфере и отличной транспортной доступности, Арденица мало известна широкой публике: на русском языке, материалы представлены только турфирмами (даже вики-страничка отсутствует), а в сети нет ни единого отчёта. Похоже, посещаемость монастырю обеспечивают только вездесущие китайско-корейские туристы. В солнечный день 6 мая, мы решили этот пробел восполнить, просто сели в машину и поехали.Путь от Дурреса занимает чуть больше часа, и на 90% - по автостраде:
Арденица: транспортная доступность
Да и без машины туда добраться элементарно: автобусом до Люшни или Фьера, оттуда маршруткой до посёлка Колонья (Kolonjë), дальше 2 км пешком или на такси. Можно ещё проще: доехать по магистрали на любом автобусе (на Влёру, Саранду и т.п.) до развилки на Колонью, а там словить попутку. Диспозиция шоссе, посёлка и монастыря (магистральная трасса проходит ещё правее):
монастырь Арденица на подробной карте
Как видно из этой картосхемы, монастырский комплекс расположен на холмистой гряде посреди долины Мюзече (Myzeqe), и уже по пути к нему, набрав всего лишь сотню метров высоты, можно полюбоваться красивыми видами. Не зря здесь на каждом холме дома отдыха, ресторанчики, и даже имеется средних размеров отель. Внизу же каждый клочок земли распахан:
Колонья, вид сверху
Это вид на Колонью и дорогу, по которой мы приехали. А на горизонте встаёт громада горы Томорри со снежной шапкой:
долина Мюзече
Две минуты, и мы уже у стен монастыря. Заранее запаситесь мелочью: парковка формально бесплатна, но как не подать двум юродивым, для которых ваши сто лек станут единственным дневным доходом. Не пугайтесь, что ворота заперты - надо просто как следует постучать:
Арденица: вход в монастырь
Монастырь окружён мощной, практически крепостной стеной - недаром его альтернативно называют "крепостью Мюзече". Увы - кто и когда соорудил эту стену, мне пока выснить не удалось. У стены замечаем три могилы, почему-то декорированные кактусами:
Арденица: могилы у восточной стены
Гостей встречает помощник по хозяйству. Судя по стоящему у входа мопеду, он живёт не в монастыре, а приезжает сюда на работу:
Арденица: входной портал
Даём мужику 200 лек за негласное разрешение фотографировать. Английским он не владеет, поэтому на рассказы не рассчитываем, а смотрим всё сами. Восточная стена монастыря с надвратной галереей и какими-то помещениями:
Арденица: восточная стена изнутри
Центральное положение в комплексе занимает главная церковь, но мы начинаем осмотр не с неё, а со стоящей справа от входа часовни:
Арденица: часовня св.Троицы
Часовня св.Троицы (kapela e Shën Triadhës) - историческое ядро монастыря, его древнейшее сооружение. Собственно говоря, монастырь и был основан вокруг часовни, стоящей на этом месте, по крайней мере, столетие. Её точный возраст никто не знает, но датируют 12-м веком.

Северная стена часовни вплотную примыкает к монастырской, зато на южной можно рассмотреть несколько барельефов и каменную надпись (inscription; watermark) возле левого окошка. Текст, к сожалению, на греческом языке, который для меня и моих читателей - китайская грамота, поэтому и крупный план показывать нет смысла. В эпиграфике я также не силён, поэтому барельефы опишу своими словами :) Вот батальная сцена, где всадник топчет пехотинца:
Арденица: часовня св.Троицы (детали)
Ещё два барельефа, но совершенно неразборчивых, обнаруживаются в правой части стены, под навесом:
Арденица: часовня св.Троицы (детали)
Этим навесом, как оказалось, оборудован вход в какое-то подземелье. Под пристальным взглядом охранника, ни спуститься вниз, ни пройти к восточному торцу часовни я не решился - он и так пропустил меня в зону, закрытую для туристов. Зато удалось на минутку забежать к фасаду. С той стороны глухой закуток, откуда не хватает места взять в кадр фасад целиком, поэтому жертвуем новодельной надвратной аркой:
Арденица: часовня св.Троицы (фасад)
Справа от портала виднеется ещё один барельеф, изображающий фрагменты завёрнутых в тунику то ли женских, то ли мужских фигур. Слева - табличка с благодарностью местному меценату "Капитану" Лазарю Бозо за то, что фундировал капитальный ремонт этой часовни и других помещений в 1922 году.

Возвращаемся в монастырский двор. По левую руку от входа - небольшой розарий и лимонный сад:
Арденица: монастырский двор
Под деревом уютно устроились симпатичные монастырские питомцы:
Двор разделён на две части - открытую и закрытую для посетителей. В закрытой части, конечно, самое интересное: кельи, хозпостройки, печь и даже маслобойная установка. В качестве рабочей гипотезы, предположим, что последняя находится вот в этой гранёной беседке в дальнем правом углу двора:
Арденица: монастырский двор
Весь периметр занимает обширная крытая галерея с подклетом:
Арденица: жилая галерея
Судя по дистанции между дверьми, кельи весьма просторны - монахов-новобранцев, буде таковые появятся, ждут вполне комфортные условия:
Арденица: монастырский двор
А пока что это вотчина одного монаха - отца Иммануила. Говорят, священник нелюдим, и к гостям, как правило, не выходит, даже если эти гости - единственные за день. Так, пройдя по двору, он к нам даже не повернул головы. Помощник, похоже, тоже не частый гость на хозяйской половине.

Теперь можно приступить к осмотру главного - церкви св.Марии (Kisha e Shën Mërisë). Всё, что к ней относится - это 1744 год, когда по инициативе и под руководством бератского архиепископа Мефодия была проведена масштабная реконструкция. Базилика при этом сохранила свой византийский стиль. Трёхнефная, бескупольная, с каменной галереей вдоль боковой стороны - архитектурно она напоминает недавно виденную нами церковь (тоже в честь св.Марии) в Эльбасане. Общий вид:
Арденица: церковь св.Марии
Выдающаяся беседка на переднем плане содержит источник воды, механизм подачи которой скрыт от любопытного взора (возможно, где-то под землёй спрятана цистерна).

В алтарной части, видим характерную для византийских церквей апсиду, выделяющуюся на фоне плоской стены. Здесь она шестигранная, хотя визуально кажется полукруглой. А вот наличие окна-бойницы прямо в апсиде кажется исключением из правил:
Арденица: церковь св.Марии (алтарная часть)
Высокая (24 м) четырёхъярусная колокольня сильно контрастирует по стилю и материалу с базиликой:
Арденица: церковь св.Марии (колокольня)
Даже без подсказки ясно, что она сооружена значительно позднее. Получив подсказку, уточняем: в 1925 году, тот же самый меценат Л.Бозо профинансировал ещё и перестройку колокольни. Как выглядела оригинальная колокольня 18 века - теперь не узнать, но от неё остался прикольный барельефчик на нижнем ярусе. Опять по-гречески, поэтому сказать нечего:
Арденица: церковь св.Марии (детали)
Фасадная часть базилики обращена в сторону частного двора, поэтому доступна для съёмки только с очень острого угла. Видно только, что портал скрыт за каменной колонадой:
Арденица: церковь св.Марии (фасад)
Впрочем, для посетитей имеется ещё один вход с боковой стороны. Наш гид открывает дверь ключом, а затем милостиво разрешает фотографировать даже со вспышкой. Внутри сразу чувствуется удивительная атмосфера аутентичной старины, где всего в меру - торжественности, умиротворения, достоинства. Стены, словно одна большая панорамная картина, расписаны фресками от пола до потолка, и они прекрасно сохранились - с ходу не вспомню, где ещё можно увидеть сразу столько фресок 18 века в одном месте.

Я настолько не разбираюсь в библейской мифологии, что вряд ли отличу сцены Судного дня от, скажем, жития святых, поэтому глубоких пояснений к дальнейшим фотографиям дать не смогу. Вот западная стена (за ней - притвор, где можно поставить свечку):
Арденица: церковь св.Марии (фрески)
Напротив - впечатляющий резной иконостас с позолотой и цветными полихромными иконами:
Арденица: церковь св.Марии (иконостас)
Иконы расположены в три ряда, с пропорциональным уменьшением в размерах. Иконы верхнего ряда можно смело назвать портретными миниатюрами:
Арденица: церковь св.Марии (иконостас)
Каждый элемент утвари - тоже отдельное произведение искусства. Кафедра под стать иконостасу; судя по резьбе, иконам и миниатюрам, они изготовлены как единый комплект:
Арденица: церковь св.Марии (кафедра)
За кафедрой виднеется единственный участок стены, где фресок не сохранилось. Напротив кафедры, по правую руку, стоят очередные шедевры - игуменский трон и аналой в форме шестигранного цилиндра:
Арденица: церковь св.Марии (интерьер)
Единственный недостаток, что современная хрустальная люстра в такой интерьер, конечно же, не вписывается. Зато вполне уместны простые, без изысков, деревянные стасидии. Впрочем, сановным гостям положены более престижные стулья стасидии, с арочным верхом и сенью:
Арденица: церковь св.Марии (интерьер)
Пора и честь знать. Всего 45 минут, а сколько впечатлений! Вывод однозначен: Арденица - одна из жемчужин албанской культуры, без посещения которой ваше знание о стране останется неполным. Обязательно включайте этот монастырь в свой маршрут, наряду с Бератом, Круей и Гирокастрой.



Читать еще:
Православный монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы (Звернец)
Монастырь Святого Власия
Аполлония
Пляж при монастыре Святого Георгия и сам монастырь
Один мой день в Албании. Православный монастырь, винодельня, крепость и балет.

Записи из этого журнала по тегу «монастырь»


  • 1
Надо же какой засекреченный монастырь.
Интересно, а китайцев, которые там были, тоже запускают внутрь таким же полулегальным образом?

В Албании очень много "засекреченных" мест. Зачастую только местный гид может проложить туристам дорогу. )))

Спасибо!!! Видео прям в моем стиле! ))) Цветочки и хорошая музыка!

Очень интересно.

Ну и с днём рождения, конечно!

Какое интересное место!

И с Днём рождения!
с днем рожденья

Спасибоооо! Сегодня пойдем с подружками отмечать!

П О З Д Р А В Л Я Ю !!!

С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ!


ВСЕГО САМОГО, САМОГО!

Re: П О З Д Р А В Л Я Ю !!!

Мощное поздравление! Спасибо! Очень здорово!

Шатлык, сэлэмэтлек телим!! Туган кэн белэн!! (татарский)
;-)
Радости, здоровья желаю! С днем рождения!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account