я, зеленый

verainalbania


ЖИЗНЬ В АЛБАНИИ

ВЗГЛЯД НА АЛБАНИЮ ИЗНУТРИ


Previous Entry Поделиться Next Entry
Растаяли не столько от жары, сколько от безумной красоты - плывем на пароме от Комана до Фиерзы
орел, флаг
verainalbania
Прошлые выходные были не только длинными, целых 3 дня, но и насыщенными, поэтому результатом моего отдыха (или работы, как кому нравится) будет целая серия заметок, сотня, а то и больше фотографий и 4 видео-ролика, один из роликов Вы уже видели, он стал новым приветственным видео для блога. Одну заметку я напишу в формате "Один мой День", она будет как раз про День России - 12 июня, только безусловно с албанским колоритом.
Сегодня же я расскажу про потрясающий опыт - путешествие на пароме по водохранилищу, которое зачастую называют Команским. Оно образовалось после строительства ГЭС в деревушке Коман, когда река Дрин разлилась по долине между горами и холмами. Произошло это в 80-е годы прошлого века. Именно из Комана мы и начинаем наше путешествие. Об этой поездке я мечтала с самого переезда в Албанию, мы всё ждали запуска парома, на котором можно было бы путешествовать вместе с машиной. Но грузовые паромы как раз 3 года назад перестали курсировать... А в этом году в мае кое-что изменилось. И об этом-то я сегодня и расскажу!

Эта заметка с фотографиями будет посвящена логистике: время отправления парома, время в пути, как добраться, какие лучше занять места, можно ли забронировать место для автомобиля и альтернативы парому, которые есть, для этого путешествия. А вторая заметка про Команское водохранилище будет в формате видео-рассказа, только видео позволит хотя бы частично передать красоту этих мест, фотографии уже с этим не справляются. В качестве резюме я всем советую совершить поездку в Вальбону, а она прекрасно сочетается с 2-часовым круизом по реке Дрин!
Про путешествие на машине к месту старта круиза я расскажу в отдельной заметке в формате "Один Мой День", а также в видео-рассказе про круиз. Сейчас только упомяну, что выехали мы пораньше, часиков в 7 утра из Тираны, чтобы успеть к 11 утра к месту погрузки. Муж очень переживал, что на пароме может не хватить места для нашего автомобиля (в этих краях он в последний раз был лет 20 назад), но волнения были напрасными, на паром погрузились все пассажиры и транспортные средства, которые хотели. Хотя это для Албании был рабочий день - пятница. Что там происходит в субботу и воскресенье, я не могу пока сказать.
Сама прогулка на пароме Alpin начинается в 12 часов из Комана (из Фиерзы паром выезжает в 9 утра). Паром начал регулярно функционировать только с 16 мая этого года, поэтому сейчас наблюдается всплекс интереса со стороны албанцев и иностранцев к Вальбоне и Команскому водохранилищу. По социальным сетям мне кажется, что только ленивый еще не съездил в Вальбону. ))) Корабль был отреставрирован весной. Фотографии до и после можно посмотреть на сайте компании-перевозчика или на их страничке в Инстаграм. В течение 3 лет грузовые перевозки по Команскому водохранилищу практически не производились. Оба парома стояли на приколе в районе Фиерзы. Теперь тут стоит только один из них и ждет своей очереди.

Пока большой паром не работал потихоньку начали появляться другие варианты перемещения из Комана в Фиерзу (и обратно) по озеру:
- паром Бериша, который появился только в 2014 году, может перевозить несколько автомобилей и микроавтобусов (но не большие автобусы): http://www.komanilakeferry.com/, "Бериша" стартует из Комана не в 12 часов дня, а в 9 утра, поэтому многие турагентства продолжают сотрудничать с ними, выезжать из Тираны приходится в 5 утра, зато туристам удается подольше побыть в Вальбоне и не так жарко плыть на солнцепеке. Да и плывет он чуть быстрее - 1,5 часа.
- дневные экскурсии Марио Молла: http://www.komanilake.com/. Именно этим вариантом воспользовалась моя подруга Ира в прошлом году. Тоже интересный вариант, особенно если в Вальбону ехать нет времени, а по озеру покататься хочется.
- информация о паромах и лодках периодически обновляется тут.
Паром Traget Alpin способен разместить на борту несколько больших автобусов. Это очень удобно. Только их погрузка происходит весьма хаотично. Всё смешалось тут. ))) Поэтому разгрузка и загрузка занимает ЦЕЛЫЙ ЧАС!
Стоимость этой поездки с пассажира составляет 300 леков или 2,5 евро. Мои родители в этом году снова летели в Тирану из Москвы через Вену с большой пересадкой. Уже изучив Вену за предыдущие визиты, они решили попробовать что-то новенькое и поплыли из Вены в Братиславу. Эта поездка стоила им в одну сторону по 35 евро! Конечно сравнивать эти две поездки не стоит, но мне почему-то пришел в голову именно этот пример. Причем поездка в Братиславу ни разу не была живописной, зато быстрой, чего не скажешь о заплыве по Команскому водохранилищу. )))

Расстояние между Команом и Фиерзой в 35 км паром преодолевает за 2 часа. Если вспомнить школьную программу по математике, то средняя скорость парома составляет ок. 17 км/ч.
Стоимость провоза легкого автомобиля на пароме в одну сторону составляет 1500 лек или 11 евро, плюс взимается дорожный налог за погрузку автомобиля в размере 200 лек, который идет не компании-перевозчику, а государству. Оплата проезда пассажиров и провоза транспортных средств осуществляется на месте. Нет возможности приобрести билеты заранее, и это не совсем удобно, так как до последнего момента не понятно, хватит ли именно твоей машине места. Стресс огромный. Муж заранее созвонился с ними, забронировал место по электронной почте, но толку от этого не было абсолютно никакого...
К тому же въезд и выезд осуществляются через узенький туннель. Мне до сих пор не понятно, как там машины внутри разъезжались. Хорошо, что мы приехали к 11 и успели заехать на пятачок рядом с кафе еще до прибытия парома. Муж у меня золото просто!
После всех волнений с погрузкой мы стали искать своё место под солнцем, в то время как все остальные стремились найти место в тени. ))) И самым популярным местом до отплытия была капитанская будка!
От мала и до велика делали тут селфи. Я не стала исключением. Пока родители занимали места не верхней палубе, а муж парковал автомобиль, я встала за штурвал, поставила отсрочку спуска затвора на моей Соньке на 10 секунд, поставила камеру на полку и сделала несколько селфи. Вот так. ))) Кстати, эти оранжевые штанцы американского производства и великолепного качества я отхватила всего за 250 леков в магазине распродаж "Kape" [кАпэ] в Тиране. И не говорите никому, что они висели в мужском отделе. Они на мне прекрасно сидят!
Вот только жара стояла такая, что пришлось их до колен подсобрать.
Температура +32 градуса, солнце жжет, ветерок лишь слегка обдувает, но виды заставляют тебя забыть обо всех этих неудобствах.
-
Повезло тем, кто догадался взять с собой зонтики и головные уборы. Солнцезащитный крем тоже был вполне уместной идеей.
Иностранцев было совсем немного. Я заметила только небольшую группу немцев, которые приехали на паром на большом туристическом автобусе.
В основном это были все-таки албанцы и мы. )))
Нижняя палуба для автомобилей пользовалась популярностью, хотя находится тут запрещено.
В тени пряталась целая куча народу. А одна семья из Англии, скорее всего путешествовавшая на своем автомобиле, разложила 3 раскладных стула и наслаждалась процессом. Меня на нижней палубе начало немного укачивать, хотя я от укачивания не страдаю в общем-то. Тут просто пахло машинами и продуктами горения топлива, на котором плавает паром. Поэтому я быстро сделала фотографии и пошла дальше изучать судно.
-На средней палубе находится бар со стульями и столиками, именно сюда стремились самые первые пассажиры, вступившие на борт. Тут самые "привилегированные места". На самом же деле тут душно. Одна радость - солнце не печет. Можно выпить воды, свежесваренный кофе и другие напитки. Продукты народ везет с собой. Как правило, это различная выпечка и фрукты. Но из-за духоты многие тут просто спят, уложив голову на руки на столе. А нас интересовали виды за бортом, а не полуденный сон. Да и места тут все были заняты. Муж только выпил чашку кофе, и мы тут же пошли обратно наверх.
Фотография капитана. К нему в рубку меня не пустили две девушки, которые не сразу поняли, что я иностранка.
И тут мы подплыли к самому узкому месту водохранилища и самому живописному. Кажется, что паром просто не пройдет в это узкое ущелье, но это лишь обман зрения.
-
С погодой нам повезло. От съемки между 12 и 14 часами дня я не ожидала ничего хорошего. Но именно облака сделали небо столь живописным!
В районе 14:15 мы подплыли к пристани в Фиерзе. Здесь как раз и стоит второй (меньшего размера) грузовой паром, который еще не успели отреставривровать. Но с таким повышенным спросом на этот круиз этот день не за горами, я более чем уверена.
Тут туристов ждали уже автобусы и микроавтобусы.
В Фиерзе находится самая верхняя ГЭС на реке Дрин. Тут во времена социализма был построен целый гоод для обслуживающего персонала станции.
Наш путь дальше лежал на машине из Фиерзы через городок Байрам Цурри (Bajram Curri), где-то видела в одном из отчетов, что его наши туристы читали "Байрам Карри", до Вальбоны. Но Вальбона - это уже совсем другая история!

А как Вы отметили День России?

Подписывайтесь на меня в социальных сетях, чтобы не пропустить ни одной фотографии, видео-записи и заметки. ***На Facebook'е я добавляю в друзья только тех людей, с которыми знакома лично, но подписаться на мои обновления Вы всё равно можете.***
YouTube.png Instagram.png Facebook.png VKontakte.png twitter.png GooglePlus.png
И делитесь понравившимися заметками с Вашими друзьями!


Читать еще:
Путешествие по Команскому озеру, Албания. РЕПОСТ
Албанская глухомань. Бедная, но красивая. РЕПОСТ

Первая русская команда на рафтинге в каньоне реки Осуми рядом с Бератом!
Поездка в Македонию из Албании на новогодние праздники. День 2: Каньон Матка - Охрид
Поездка по Албании и Македонии с 11 по 15 октября 2014 года: Скопье и каньон Матка


Записи из этого журнала по тегу «Команское водохранилище»


  • 1
в этом городке у ГЭС я даже гуляла :)
а каньон и цвет воды шикарны!

На последней фотографии в Фиерзе?

Здорово! А значки тебе как мои? Нормально смотрится? Я еще твиттер и гугл плюс до кучи добавила, хотя там не слишком активна. )))

Edited at 2015-06-22 08:12 (UTC)

посмотрела значки, ты - прилежная ученица :)

Ну красный диплом не за красивые глазки мне в институте дали все-таки. ))) Спасибо тебе, ты отличный учитель!

Описание этого путешествие попало в раздел новостей албаноязычного web-ресурса Македонии
http://2014.zhurnal.mk/content/?id=1582412453355


Спасибо за ссылку! А вы какими судьбами в Албании и надолго ли?

Уже четвертый год заезжаю на недельку в Албанию. Дольше отпуск не позволяет.
Сначала приезжал из Черногрии на арендованной машине, но в последние годы путешествую по стране общественным транспортом - впечатлений от общения с людьми больше.

Совершенно согласна! Хотя в плане комфорта и скорости арендованный автомобиль лучше, особенно если приезжать всего на недельку. А на каком языке вы общаетесь с албанцами? Проблем не возникает? И живете вы постоянно где, если не секрет? Далеко до Албании добираться? Или Вы в Черногории и живете? И почему выбрали ник такой? Вопросов у меня к Вам куча. )))

Конечно, скорость автомобиля больше, но на скорости далеко не все удается заметить. Я, кстати, в первые приезды путешествовал по стране на автомобиле. Так что есть с чем сравнивать.
Приезжаю на недельку, но каждый год. Так что по совокупности набрался уже месяц.
С албанцами стараюсь общаться на албанском. Моего начального уровня хватает для решения минимальных коммуникационных вопросов, типа "сколько стоит", "как пройти" и т.п..
Но, конечно, мой shqiptar (албанский) далек от желаемого.

Живу в Москве. До Албании всегда добираюсь через Черногорию.
Ник такой, потому, что он, как мне кажется:
1) легко соотносится с предметом повествования (Албания);
2) уже есть созвучный термин (другое дело, какой);
3) смысл не требует перевода на другие языки (надеюсь);
4) имеется легий налет "современного" сетевого жаргона в рунете, хотя я сам лигвинистическими терминами из этой сферы стараюсь не пользоваться.

Edited at 2015-09-29 10:34 (UTC)

shqiptar - это албанец, shqip - это албанский язык (или gjuha shqipe) )))

Заметки у вас любопытные. Про такси для меня прям открытие! Частенько спрашивают про возможность добраться из разных курортов Черногории в Албанию. Мне-то оно совсем ни к чему, мы везде на своей машине ездим. Правда с газовыми баллонами прикол на границе не поняла... Зачем им газ на границе? Они на нем готовят или им обогреваются зимой?

Будет желание познакомиться, напишите мне в свой следующий приезд, выпьем кофейку или чайку, если состыкуемся. )))

1)"shqiptar - это албанец, shqip - это албанский язык (или gjuha shqipe)" - спасибо за замечание
2) Такси и газовые балоны, о которых идет речь, из:
http://albanizator.livejournal.com/2092.html
http://albanizator.livejournal.com/2313.html
http://albanizator.livejournal.com/2727.html
5-литровые газовые баллоны используются на погран.пункте для кухонной газовой плиты.
3) "Будет желание познакомиться, напишите мне в свой следующий приезд, выпьем кофейку или чайку, если состыкуемся"
Большое спасибо за приглашение

Посмотрите моё видео со студентками из СПбГУ, изучающими албанский. Возможно, это вас вдохновит на более глубокое "внедрение" в албанский. )))

Вера, добрый день.
С удовольствием знакомлюсь с Вашими заметками по Албании. Вы делаете очень доброе дело в описании этой красивой страны.
В мае собрался попутешествовать на машине по Албании, есть желание проехать именно в этом месте, в связи с чем возникли парочка вопросов. Вы проехали с парома через Байрам Цури, до Вальбоне... потом видимо направились через Крума, до Кукес...
Вопросы:
1. Есть ли возможность добраться до Вальбоне на невысоком автомобиле (Бмв 1 серии). Дорога гравийная?

До Кукес от парома можно добраться двумя дорогами, "северной", через Крума и более "южной", через Mezi - Blerim - Kolsh
2. какая дорога более быстрая и качественная (по какой предпочитают ездить местные) "северной" или "южной"?
3. Какая дорога более красочная для впечатлений?

Заранее огромное спасибо.
Станислав.

Re: Фиерза - Кукес

До Вальбоны идет отличная асфальтированная дорога, даже серпантина нет. С тех пор, как сделали дорогу, так туда ооочень много туристов из Косово теперь приезжает, им вообще рукой подать. Поэтому проедет абсолютно любая машина. Другое дело, если вы из Шкодры поедете в Theth, вот там не проедете, там гравий часть дороги.

Обратно мы ехали через Хас ("северная" дорога), потому что у меня не было визы, иначе бы поехали через Косово, так обычно ездят туристические автобусы. Дорога в целом хорошая (покрытие), но уж очень извилистая (до Кукеса) и поэтому ехать долго.

Насчет "южной" вообще ничего не знаю, но, видимо, по ней ехать еще дольше, чем по "северной".

Если говорить насчет красоты, то с паромом по водохранилищу ни одна из этих дорог до Кукеса не сравниться... Самая живописная (и серпантинная) дорога в Албании - это безусловно дорога от перевала Ллогара до Саранды. Там сногсшибательные виды на Ионическое море.

От Кукеса почти до моря идет скоростная автомагистраль. Причем она бесплатная! Да, после недавней поездки в Грецию я поняла, насколько это важно. За подобный туннель в Черногории мы несколько евро отвалили.

И еще: если у машины низкая посадка, то нужно быть очень аккуратными при погрузке на паром, не доверяйте албанцам в плане погрузки. Их любимая фраза "s'ka gje" [ска джйэ], что значит, "ничего страшного" (в моем вольном переводе), обычно они ее произносят, когда сами накосячили и пытаются убедить клиента, что переделывать не надо или что вообще все нормуль, хотя на самом деле, всё очень грустно уже.

Удачи вам! Будут другие вопросы, пишите.

На сколько я понимаю, я еду рановато и на большой паром 8 мая я не попадаю,они начинают работать с 15 мая (информация на их сайте), а маленький паром отравляется из Комана в 8 утра и к нему приехать из Улцинь я точно не смогу. Так что паром, либо на "обратный путь" либо на следующий раз ))). В процессе подготовки к поезке вознил вопрос по правописанию, как правильно по албански должно быть написано? 1. Ballkani Shqipëria - Baikal (liqeni) Siberi или 2. Ballkan Shqipëri - liqeni Baikal në Siberi или 3. Ballkan Shqipëria - Baikal Siberia Внешне последний вариант предпочтительнее, но правописание важнее.

Re: Фиерза - Кукес

Я, пожалуй, вам не подскажу насчет албанского написания. На мой взгляд ни один из вариантов не особо похож на то, как бы албанцы это написали. ))) Думаю, что тут чисто полет Вашей фантазии. Поэтому можете писать согласно Вашей интуиции. ))) Мне тоже последний вариант чисто внешне нравится больше. ))) Кратко и понятно. Тут важна именно внешняя форма, насколько я понимаю, а не грамматика. )))

Хорошей вам поездки!

Вера, спасибо большое за отличный статьи. Действительно информацию про Албанию приходится собирать по крупицам и вы в этом очень помогаете!
Мы планируем в июле в Албанию и хотим проехать по озеру коман - вальбона - theth.
Вы где то в комментариях писали что изначально планировали из вальбоны в theth пешком, почему отказались от этой идеи?
Я пока в раздумьях брать машину или на общ транспорте. Не знаете из Фиерзы ходит ли транспорт до Вальбоны ?

Марина, добрый день. С машиной в Вальбоне вы застрянете. Из Вальбоны в Theth нет дороги, есть только пеший переход по горам. Проще всего взять путевку в одной из албанских турфирм по этому маршруту на выходные. Тогда один микроавтобус довезет вас от Тираны до Вальбоны, а другой - от Theth обратно в Тирану. Мы как раз так хотим сделать. Этот переход все-таки достаточно трудный, мы с родителями не планировали такой активной физической нагрузки, а вот с мужем вдвоем я бы пошла конечно. И лучше не в самую жару июль-август конечно, а в более прохладное время года.

От Комана до Вальбоны и обратно.

Вера, здавствуйте! Спасибо вам за то, что бескорыстно делитесь инфрмацией и помогаете нам, любознательным :).
Мы планируем в начале августа посетить Албанию, будем на арендованном авто. Очень хочется прокатиться на пароме и далее - в Вальбону. Подскажите мне, в Фиерзе будет возможность пообедать, есть там ресторанчик или что-то в этом роде? Обратно планируем вернуться тоже через Фиерзу на пароме, на следующий день, это же номальная идея?

Edited at 2016-06-24 16:03 (UTC)

Re: От Комана до Вальбоны и обратно.

Ксения, спасибо! Я не помню в Фиерзе никакой еды, помню только саму пристань и всё... До Вальбоны там не очень далеко, лучше уже в самой Вальбоне покушать. А обратно опять на пароме, да, отличная идея! Хотя в Вальбоне может захотеться задержаться больше, чем на 1 ночь. ))))

Вера, спасибо! Там посмотрим, на сколько ночей :))), сейчас больше всего боимся что не хватит места на пароме :)), тогда все планы рухнут.

И еще, Вера, может посоветуете, нужно ли бронировать жилье в Вальбоне, или там все доступно (мы будем в первых числах августа)? А то даже не знаем точно, доедем ли мы до нее (в связи с теснотой на пароме)...

Если планируете поехать в выходные дни, то действительно и мест на пароме может не хватить и отель нужно бронировать заранее, в будние дни посвободнее, как мне кажется.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account