я, зеленый

verainalbania


ЖИЗНЬ В АЛБАНИИ

ВЗГЛЯД НА АЛБАНИЮ ИЗНУТРИ


Previous Entry Поделиться Next Entry
Исторический обзор положения религии в Албании. Часть 1
орел, флаг
verainalbania
Я недавно познакомилась в одном из ЖЖ, где не очень лицеприятно отзывались об Албании (встречаются недалекие люди), с одним весьма приятным молодым человеком, который Албанию яростно защищал и пытался просветить товарищей по вопросам религии в Албании. Мне показалось, что человек весьма хорошо разбирается в этих вопросах, завязалась личная переписка и - о чудо! - в моих руках курсовая работа этого самого молодого человека под названием "Положение ислама в Албании в конце XX – начале XXI веков". Свое имя автор данной курсовой просил не раскрывать, но разрешил дать ссылку на свой (пустой) блог: acer120. Я взахлеб прочитала первую часть этой курсовой, содержащую исторический обзор положения религии в стране, настолько написано доходчиво, настолько отражает мое понимание ситуации, а также отражает в целом видение многих переломных исторических моментов самими албанцами, что я очень рекомендую этот труд к прочтению. Я буду этот обзор выкладывать частями, чтобы успеть задать вопросы и получить на них ответы. Всего будет 3 части. Вопросы к автору курсовой будут даже у меня. ))))

На протяжении истории значительные группы албанского населения  неоднократно меняли свою религиозную принадлежность. Главенствующую роль в разное время занимали католицизм, православие, ислам – в зависимости от текущей политической ситуации. В период Позднего Средневековья албанские земли были местом столкновения католического Запада и православного Востока. В периоды политического господства католических государств на Балканах албанские князья переходили в лоно католической церкви, причем зачастую со своим податным населением. В то же время, когда в регионе доминировали православные Византия или Сербия – они возвращались в православие. Известным примером подобного индифферентного отношения к религии был отец национального албанского героя Скандербега – Иоанн Кастриоти, который менял религию несколько раз. Он был католиком, будучи союзником Венецианской Республики и переходил в православие, становясь вассалом сербского князя Стефана Лазаревича [1].

   С установлением Османского господства в албанских землях, религиозная композиция усложнилась. Особенностью внутренней стратификации поданных в османском государстве была система миллетов – т.е. разделение подданных на страты с различными правами и обязанностями по религиозному признаку. Миллеты не были равноправны, господствующее положение занимали мусульмане – они платили значительно меньше налогов и могли служить в армии. Христиане же (millet-i-rum) не могли служить в армии, платили дополнительные налоги и периодически были обязаны отдавать по одному здоровому ребенку мужского пола, которого обращали в ислам для службы в османской администрации или в элитном войсковом корпусе янычар (налог девширме) [2]. При этом никаких препятствий для принятия ислама представителям других миллетов не существовало.

   Таким образом, весь период османского господства постоянно происходил процесс исламизации албанского населения. Помимо экономической выгоды,  были и другие причины для обращения в ислам. Главенствующее положение в христианском миллете занимали греки, из числа которых выбирался глава миллета – Константинопольский патриарх.  Свою власть греки использовали для усиления культурного влияния среди христианского населения империи [3], проводя политику эллинизации албанцев, влахов и славянских народов. Желание сохранить свою лингвистическую и культурную идентичность также толкало людей к принятию ислама.

   Положение албанцев сильно разнилось в зависимости от региона. В равнинных областях Центральной Албании, Косова и Северной Македонии, где влияние центральной османской власти всегда было прочным, албанское население в значительной степени исламизировалось. В то же время, в труднодоступных горных районах Северной Албании и Эпира, власть турецких и греческих чиновников была достаточно условной, и местное население обладало значительной внутренней автономией. Так в преимущественно католической Северной Албании правовая система весь османский период базировалась на Кодексе (кануне) Лека Дукаджини (1410-1481гг.) [4]. В числе прочего Кодекс регулировал положение церкви, ее благосостояние, положение церковных властей и устанавливал защитные меры для ее нормального функционирования. Кодекс является первым регулирующим положение религии документом в албанской истории.

   Четвертой важной религиозной общиной албанского населения являлись бекташи. Суфийский орден бекташей был основан в XIII веке в Центральной Анатолии выходцем из персидского Нишапура Хаджи Бекташ Вали [5]. У бекташей нет структурированного письменного учения, что позволяло ордену существовать и развиваться в мусульманских суннитских государствах Малой Азии в качестве простого суфийского шиитского ордена. Между тем учение ордена достаточно сильно отличается даже от неортодоксальных вариаций ислама. Учение Хаджи Бекташи точнее определить как синкретическое, на стыке суфийской мусульманской мистики и различных, в том числе гностических, вариаций христианства, распространенных в средневековой Малой Азии [6].

   На Балканы бекташизм попал вместе с турецкими завоеваниями. В конце XVI века члены ордена появляются в Албании, бекташом позиционирует себя, в том числе известный албанский герой Сари Салтек. Посетивший Албанию в 1670 г. турецкий путешественник Эвлия Челеби отмечает наличие бекташского монастыря (текке) в Канине, недалеко от Влёры [7].

   К ордену бекташей были приписаны янычары – элита османской армии, в XVI-XVIII веках влияние ордена было заметно и в Анатолии и на Балканах. После расформирования янычарского корпуса, в 1825 г. Порта приказала закрыть и расформировать все текке. В Анатолии и Восточной Румелии это привело практически к полному уничтожению ордена. В Албании же, где к началу XIX века влияние центральной власти сильно ослабло, это решение было исполнено лишь формально. Так текке в Канине просто формально перешел во владение к суфийскому ордену Галвети[8]. Влияние бекташей локализовалось в Центральной и Южной Албании. Число бекташей росло за счет ортодоксальных суннитов и православных христиан. Околохристианская мистика и обрядовость бекташей были привлекательны и для мусульман, видевших в них возможность восстановления традиционных форм благочестия, и для православных, которым сложно было сохранить национальную идентичность под прессом эллинизации.

   В отличие от других балканских стран, имевших государственную религию в XIX веке, первый конституционный акт, провозглашенного 28 ноября 1912г. Независимого Албанского государства декларировал отсутствие в стране государственной религии [9]. Такое нетипичное для региона решение, очевидно, вытекало из религиозной структуры населения. Также Албанское государство декларировало свое отделение от всех религий, религиозные институты были зависимы от их мировых центров.

Читать еще:
Исторический обзор положения религии в Албании. Часть 2
Исторический обзор положения религии в Албании. Часть 3

[1] Vickers, M. The Albanians: A Modern History. 17 p.
[2] Vickers, M. The Albanians: A Modern History. 25 p.
[3] Дворкин, А. Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. 795 с.
[4] Karandera, E. Church and State in Albania // Law and Religion in Post-Communist Europe /  edit. S. Ferrari. 24 p.
[5] Elsie, R. A. Dictionary of Albanian Religion, Mythology and Folk Culture. 25 p.
[7] Elsie, R. A. Dictionary of Albanian Religion, Mythology and Folk Culture. 25 p.
[8] Elsie, R. A. Dictionary of Albanian Religion, Mythology and Folk Culture. 26 p.
[9] Karandera, E. Church and State in Albania // Law and Religion in Post-Communist Europe /  edit. S. Ferrari.24 p.

  • 1
Интересный текст, тоже много вопросов к автору. Жду продолжения, чтобы все разложить по полочкам и сформулировать претензии.

Автор сейчас пишет по той же практически тематике диплом. Как он мне сказал, что курсовая писалась довольно поспешно, как бывает у студентов, сейчас бы он многое написал по-другому. Так что буду ждать "претензии", чтобы на них ответить. )))

Я так поняла, что обзор в 3х частях - вот почитаю все и сформулирую.

Тот немецкий парикмахер-албанец, которого я упомянул в одном из своих предыдущих постов, по религии католик, а родом он из Берата.

Если в Албании так постоянно менялась религиозная ситуация в зависимости от политической конъюнктуры, тогда неудивительно, почему для албанского языка раньше использовалось столько систем письма (в средние века и в первые века Нового времени практически повсюду действовал принцип «алфавит следует за религией») — арабское, греческое, собственные модификации греческого и, наконец, латиница, вытеснившая все остальные системы письма.

Да, религия во многом определяет и культуру и в том числе письменность и язык.

Выложила вторую часть, третья будет о современности, начиная со Второй Мировой Войны.

Спасибо. Очень интересно, хотя и спорно, и смешно.

То что спорно - понятно, у каждого свое видение исторических нюансов. А вот, что смешно? Тема-то серьезная.

"Смешно" относится вовсе не к этой работе, а к курсированию албанского населения из одной религии в другую в зависимости от конъюнктуры. Вполне прагматично :)
Да и само по себе определение "смешно" не имеет здесь ни малейшего негативного оттенка. Давайте заменим его на "забавно".
История вообще штука забавная :):):)
Ну а "спорно" - конечно же глупость сморозил, ибо абсолютно любая историческая работа спорна по определению. Так что прошу прощения.

""Смешно" относится вовсе не к этой работе" - А я уж думал, у меня даже курсовая народ на ха-ха пробивает))


" а к курсированию албанского населения из одной религии в другую в зависимости от конъюнктуры." - ну, собственно, в этом уникальность албанского народа, "религия албанцев - албанизм". Что-то подобное есть в Восточной Азии, но там скорее синкретизм, религиозные традиции друг на друга накладывались, а не замещались(синтоизм\буддизм в Японии, конфуцианство\даосизм\буддизм в Китае).

Как хорошо, что Вы "расшифровали" то, что имелось в виду, а то совсем было непонятно. Теперь все встало на свои места.

Спасибо за понимание. Я стараюсь писать предельно внятно, но иногда - увы! - бывают проколы.

Миссионеру на заметку: Албания ждет. История религии в

Пользователь leoblagovest сослался на вашу запись в записи «Миссионеру на заметку: Албания ждет. История религии в народе от начала. Часть 1.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Исторический обзор положения религии в Албании. Часть 1 [...]

Re: Миссионеру на заметку: Албания ждет. История религии

Миссионеров из России Албания точно не ждет, это нам скорее у албанцев надо учиться.

Надо сказать, что история Албании и албанцев, которые, если верить Люсьену Мюссе или, допустим, Стивену Рансиману одни из древнейших поселенцев в Иллирии, меня, мягко скажем, очень интересует.
Восточная Азия со своим синкретизмом, естественно, тоже безумно интересна, но по ней все-таки больше информации. Албания же - совершенная загадка.
Наверное, только для меня - абсолютного неофита в этом вопросе :):):)

Сейчас опубликовала 3-ю часть исторического обзора, возможно, эта первая глава курсовой что-то для Вас прояснит.
В курсовой еще 2 главы имеются:
Глава 2. Суннитский ислам в Албании в конце XX – начале XXI веков
Глава 3. Бекташизм в Албании в конце XX – начале XXI веков
Интересно это будет?

У меня нет времени и запала копаться в библиотеках самой, я пишу про каждодневные вещи, но с удовольствием буду делиться и попавшими в мои руки уникальными материалами про Албанию.

Edited at 2013-04-26 18:12 (UTC)

"попавшими в мои руки уникальными материалами про Албанию" - ну, материалы далеко не уникальные, на английском про Албанию вообще много литературы. Тут вся работа по сути прочитать и саммари на русском написать) Ну и чтоб это удобочитаемо было.

"одни из древнейших поселенцев в Иллирии, меня, мягко скажем, очень интересует." - албанцы себя потомками иллирийцев и считают, а другие балканские народы - пришлыми. Мне лично история Албании интересна с османских времен, а курсовая эта вообще про 1990-е. По античной и средневековой истории Албании на русском языке есть хорошие труды советских историков Арша и Сенкевича - их можно, вроде как, в интернете найти. А по 20му веку - "История Албании в 20м веке" Н. Д. Смирновой лучшая книга(она по сути единственная и есть).

Албанией я заинтересовался совсем недавно, так что большое спасибо за ссылки.
Но меня-то в первую очередь занимает история доосманской Албании. Как там у классика нашего Вильяма: -Что это за страна? - Иллирия, мадам!
А что касается османского периода - простите, ради бога неофитский наивный вопрос: действительно ли пресловутые башибузуки вербовались в основном в Албании?

"первую очередь занимает история доосманской Албании" - тогда вам вышеперечисленных авторов искать.


"действительно ли пресловутые башибузуки вербовались в основном в Албании?" - башибузуки, как и вообще любые люди с оружием в ОМ - всегда мусульмане. А самая исламизированным христианским народом в ОМ были как раз албанцы. Плюс были еще исторически мусульманские области, вроде автономного Крымского ханства - но там относительно регулярные войска всегда были. Плюс отуреченный малоазиатский интернационал, который к 20му веку и сформировал турецкую нацию. Вот такой расклад. Очевидно, что албанцев там хватало, а вот "в основном" или нет - не знаю, но вполне возможно.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account