я, зеленый

verainalbania


ЖИЗНЬ В АЛБАНИИ

ВЗГЛЯД НА АЛБАНИЮ ИЗНУТРИ


Previous Entry Поделиться Next Entry
Исторический обзор положения религии в Албании. Часть 3
орел, флаг
verainalbania
Во время Второй Мировой войны Албания снова пережила ряд иностранных оккупационных режимов. После освобождения Албании и восстановления государственного суверенитета, в 1945 г. на парламентских выборах победили коммунисты. Их лидер Энвер Ходжа в 1946г. упразднил монархию и стал полновластным правителем страны. 14 марта 1946 г. была принята новая Конституция Албании. Положения новой конституции о религиозных вопросах были преемственны довоенным законам. Также декларировались отделения государства от религии, равенство религий перед законом, личная свобода вероисповедания граждан. Де-факто же положения конституции не соблюдались. Религиозные общины утратили свою независимость и фактически управлялись Албанской Партией Труда.

Все религиозное имущество было национализировано, все связи общин с зарубежными странами прекращались. Несогласные с такой политикой представители духовенства были репрессированы.

Последними эти условия приняли албанские католики. В июле 1951г. Епископ Шлаку и тридцать священников, последние находящиеся на свободе представители духовенства приняли статут о национализации их церквей. Шлаку объявлялся главой Албанской Католической церкви, экономические и организационные  связи с Ватиканом были порваны. Также провозглашалась духовная независимость от Папы и верность Иисусу Христу – настоящему основателю их церкви. В ответ государство должно было разрешить восстановление церковной инфраструктуры – приходов, школ, семинарий – но не стало этого делать. Антирелигиозная пропаганда только усиливалась, к 1953 г. из 253 католических церквей осталось только 100.

Такое подчиненное и ограниченное существование религиозных институтов продолжалось два десятилетия. В 1967 г. начался новый этап в религиозной жизни Албании. Богослужения были запрещены, Ходжа провозгласил курс на «духовную независимость» албанского народа. В мае 1967г. все  культовые сооружения, включая  примерно 1240 мечетей, 300 бекташских текке, 400 православных и католических  церквей, были разграблены группами атеистической молодежи. Те церкви и мечети, которые еще использовались для проведения богослужений, были окончательно переданы местным властям для хозяйственных нужд. Духовенство подвергалось репрессиям, так все 217 католических священников были отправлены в трудовые лагеря для «перевоспитания». В 1976 г. была принята новая Конституция, провозгласившая Албанию первым в мире атеистическим государством. Фраза из стихотворения албанского поэта Пашко Васы «религия албанцев - албанизм» из метафоры превратилась в реальность.

Диктатор Энвер Ходжа умер в 1985 г. Еще перед смертью Ходжа назначил Рамиза Алию своим будущим преемником на руководящих постах в правительстве и партии. Алия хотел продолжить политику своего предшественника, но внешнеполитическая обстановка, а именно крушение советского блока в Восточной Европе, вынудила его начать либерализацию политического режима.

В 1991 г. запрет на религию был снят. Результатом этого стало восстановление религиозных практик, реконструкция сохранившихся и строительство новых культовых сооружений. Восстановление религии в Шкодере – который, наряду с Дурресом, Эльбасаном и Каваей был одним из наиболее исламизированных городов – наиболее отчетливо показывает протекание этого процесса в стране в целом. Также Шкодер является важным духовным центром католической общины, и две религиозные группы помогали друг другу в открытии закрытых при коммунистическом режиме церквей и мечетей. До Второй Мировой войны в Шкодере было 35 мечетей , но только одна пережила запрет на религию 1967г. В ней 2 апреля 1991г. состоялась первая за несколько десятилетий соборная молитва. В 1992 г., когда первая католическая церковь была открыта при поддержке  мусульманской общины, несколько дней спустя католики способствовали открытию второй шкодерской мечети. В городе было открыто пять религиозных учебных заведений – четыре мусульманских медерсе и одна католическая иезуитская семинария. К 1993г. в мусульманских школах четыре имама давали религиозное образование 130 ученикам, еще 100 школьников получили финансирование на обучение в Кувейте, Саудовской Аравии, Египте, Ливии и Турции.

Богатые представители албанской диаспоры финансировали строительство новых церквей и мечетей в своих родных деревнях по всей стране. Также иностранные правительства выделяли средства на строительство и реставрацию культовых сооружений. В августе 1992 г. Президент Албании Бериша принял участие в открытии новой мечети в деревне Клопчишт, рядом с городом Макелари в районе Дибер. Эта мечеть была подарком от Суле Бекташи, родившимся в этой деревне и проживающим в США с 1950-х годов. К сентябрю 1992 г. около 100 мечетей и 30 католических и православных церквей было открыто для религиозных нужд.

Процесс открытия новых религиозных строений протекал с определенными перекосами. Богатые нефтедобывающие мусульманские страны вкладывали большие суммы на строительство мечетей в Албании, чем могли себе позволить расходовать на строительство церквей христианские общины Албании, не получавшие столь мощного финансирования из зарубежных стран. Эти перекосы особенно были заметны в районах со смешанным мусульманско-христианским населением. Так в области Шкодер, вдоль дороги до пограничного пункта Хани-и-Хоти расположено несколько преимущественно католических и мусульманских деревень. В мусульманской деревне Коплик на деньги правительства Саудовской Аравии была построена роскошная мечеть, резко контрастирующая с окружающей ее депрессивной сельской местностью. При этом католическая церковь в ближайшей к Коплику христианской деревне представляла собой сооружение, изначально предназначенное для сельскохозяйственных нужд. В этой церкви не было скамей, поэтому прихожане изготавливали себе сидения из груды камней, пока австрийская благотворительная организация не пожертвовала данному приходу необходимую мебель.

Читать еще:
Исторический обзор положения религии в Албании. Часть 1
Исторический обзор положения религии в Албании. Часть 2

  • 1

Миссионеру на земетку. История религии в Албании. Част

Пользователь leoblagovest сослался на вашу запись в записи «Миссионеру на земетку. История религии в Албании. Часть 3.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Исторический обзор положения религии в Албании. Часть 3 [...]

имхо, шкодра - город сейчас (уже) настолько католический, что просто поразительно. может, это просто впечатление из-за того, что мусульмане не подчёркивают свою принадлежность визуально

чем автору не понравилась церковь непосредственно в самом коплике - загадка) ну или это писалось всё в начале 90-х, судя по всему)

"шкодра - город сейчас (уже) настолько католический, что просто поразительно. может, это просто впечатление из-за того, что мусульмане не подчёркивают свою принадлежность визуально" - ИМХО, чисто визуально в Албании вообще города не особо мусульманские, Мостар и Ульцинь производят впечатление гораздо более мусульманских, чем Дуррес или Тирана.

"писалось всё в начале 90-х" - писалось недавно, инфа из книжки 2000-х, во фразе "Эти перекосы особенно были заметны" - ключевое слово "были"). Я сам до Хани-и-Хоти один раз проезжал - хз какая там именно деревня Коплик, почем купил - потом продал.

ну не деревня коплик, не деревня. город-райцентр, хоть и маленький

С Тимофеем по поводу территориального деления лучше не спорить, он этот вопрос предметно изучал. Меня вогнал в краску при встрече. )))

кстати у тебя под носом
где-то тут https://maps.google.com/?ll=41.332219,19.806732&spn=0.000888,0.001725&t=k&z=19
каждый день стоит мужик и продает карты. просто развесив на ограде. и исторические разных периодов, и 2 разные современные административные. не брал, т.к. непонятно как довезти, складывать не хочется, а рулоном очень неудобно. ну и за одну хотел 2 тыщи, за другую 3. но думаю, можно поторговаться) обе не радикально впечаилили по части точности и красоты, но для албании и такое прогресс. на обеих все границы, включая разным цветом башкии и коммуны. так что можешь купить и поизучать:)
а уж если отсканировать - так совсем доброе дело бы человечеству сделала:)

Тим, я не особо этой темой интересуюсь, ты же знаешь. ))) За инфу спасибо, подумаю.
Это место мне прекрасно знакомо. Я видела, наверняка, эти самые карты на заборе. ))) Вспомнила! Это в минуте ходьбы от моего дома! ))) На автобусной остановке.
Похоже?


Edited at 2013-04-28 21:08 (UTC)

город - так город, я ж не спорю.

А какие данные по последней переписи населения? очень интересно!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account